Водопад Козырек

Замечательное место для прогулок в межсезонье.
Цель нашего путешествия – водопад Козырек. Почему его так назвали, становится ясно с первого взгляда. Струя воды низвергается со скального уступа, нависающего над землей гигантским козырьком.
Высота водопада ни в одном из справочников не указывается. Да, собственно, бесполезно искать в путеводителях какие-либо сведения о Козырьке. Ни одна книга не упоминает о нем, словно его и не существует в природе. Возможно такая «таинственность» связана с тем, что Козырек – водопад эфемерный, то есть существующий лишь во влажную част года. Летом он пересыхает почти полностью.
Речка, образующая водопад Козырек, называется Кобалар, то есть - «пещеры» (коба –пещера (тюрк), лар – окончание множественного числа). Название связано с естественными гротами встречающимися выше по течению. В их числе и известный грот Фатьма-коба, некогда служивший обиталищем людям эпохи мезолита (14-7 тыс. лет до н.э.).

Как добраться.
Есть два варианта: короткий и удобный, но за вход придется платить 10 грн. и более длинный, менее комфортный, но бесплатный.
Первая часть пути одинакова для обоих вариантов. От автобусной остановки идем вниз - мимо магазина, вдоль небольшого сквера. Асфальтированная дорога прямой полосой пересекает село. У последнего дома сворачиваем направо и снова вниз, но уже по грунтовке. Проходим между двумя сельскохозяйственными строениями. По словам местных жителей одно из них является кошарой, другое тракторным станом. Хотя, что есть что – понять довольно сложно, да и, в принципе, не нужно. Дорога уходит вниз. Она - широкая, наезженная. Вполне можно проехать машиной. По левой стороне небольшой лесок. Идем вдоль его опушки, до широкой поляны. Здесь дорога раздваивается. Одна будет «цивилизованной», другая «пиратской».
Вариант №1:
«Цивилизованная» дорога уходит прямо вниз пересекает русло небольшой речушки, затем поднимается и переваливает через пригорок. У подножья противоположного склона, рядом с кромкой леса «цивилизованная» стоянка. Здесь, у щита с надписью: «водопад Козырек», собирают дань за вход. Далее дорожки с опрятными, выложенными из побеленных камней бордюрчиками поведут вас прямо к водопаду. Для удобства отдыхающих рядом с тропой сооружены деревянные навесики, где можно расположиться на обед. Кое-где даже есть мангалы.
До водопада таким путем можно добраться спокойно, мирно, без экстрима и приключений. Путь от села занимает не более 15-20 минут. На схеме этот вариант обозначен розовой линией.
. Вариант №2. или «Тропой контрабандистов»:
Итак, идем! Поворачиваем влево и движемся вдоль опушки. Наш главный ориентир – озеро. Если быть точным, то это, вообще-то - пруд. Но в традициях крымчан называть озером любой водоем, размеры которого хоть немного больше лужи.
Как только подойдем к озеру, сворачиваем направо, переходим дамбу и оказываемся на широкой поляне. Её нужно пересечь по диагонали (то есть взять чуть правее) Там снова появляется широкая дорога, уходящая вниз. Узкая тропка ответвляется от неё с правой стороны и ныряет в лес. Через соню метров она приводит к реке. Следуя вдоль русла, тропа то теряется в зарослях, то появляется вновь. Но теперь есть надежный ориентир – река. На ней имеется еще один интересный мини-водопадик или, правильнее – небольшой порожек высотой около метра. Достаточно живописный. Можно сделать фотографии и отправиться дальше.
Минут через 15-20 выйдем к тем самым побеленным камушкам-бордюрам, но уже с другой стороны, где денег не берут. Теперь до конечного пункта не более 5 минут цивилизованного пути. Наслаждайтесь на здоровье!
этот вариант на схеме обозначен синей линией.