Переполненный, старый как музейный экспонат, «ПАЗик» затормозил на обочине. «Поворот на Бубнище» -напомнил водитель -, не местным, разумеется, а всяким туристам, опасавшимся проскочить мимо…
Как хорошо было, наконец, вывалиться из пыльного нутра этого громыхавщего разболтанными заклепками автореликта.
Кроме туристов в сторону села направлялась еще и компания говорливых селянок, возвращавшихся с воскресного «шопинга». И надо же было в этот момент из кустов выскочить небольшой серой змейке. Не успела я определить видовую принадлежность рептилии, как белокурая толстушка, подскочив к «чудовищу», моментально растоптала его точными ударами каблука. Женский коллектив одобрительно загудел: «Молодчина, так её! А то развелось гадюк в этом году». Не оставалось сомнений, что подобный способ борьбы с гадами ползучими тут не в диковинку. Почему–то сами собой возникли сравнения с нашими цивилизованными хозяюшками, которые с визгом запрыгивают на диван при виде таракана.

Какое отношение эта история имеет к Скалам Довбуша? Да никакого! Просто зарисовка с натуры. Но она имеет отношение к характеру народа, а уж характер народа напрямую связан со всем, что этот народ создал, в том числе и памятниками старины…. Вот в какие философские дебри мы удалились.

Затерянные в лесах
Но в дебри, даже философские, мы не полезем, нам-то в другую строну надо - к скалам Довбуша. От остановки до них около часа ходу, может чуть больше (кто как ходит).
Тропа идет по лесу. Солнечный свет дробится в листве, устилает дорогу яркими пятнами. Скалы возникают неожиданно, темными монолитами замаячив среди деревьев. Первым появляется высокий утес Одинец. Под ним, по легенде, спрятаны сокровища, которые Довбуш не успел раздать людям.
А дальше главный комплекс встречает путника пустыми проемами искусственных пещер. Коричневато-серые скалы, охватывают полукругом площадку, засыпанную золотистым песком. Когда-то, с других сторон ее окружали ров и вал, ныне слегка прослеживающиеся в рельефе.
Скалы рассечены трещинами, разбиты на блоки. Пересекаясь, трещины образуют фантастические рисунки, иной раз довольно реалистичные. Вот морда льва. Царь зверей сурово смотрит на каждого посетителя. Отчетливо виден его массивный нос, нависающие надбровья, рот. Изображение настолько достоверно, что существует версия , будто человеческие руки доработали природный рельеф.
В те времена львы были популярны в архитектуре: так зодчие прославляли Галицкого князя Льва Даниловича. Хищник был изображен на княжеском гербе, а многочисленные каменные львы поселились на улицах стольного города Львова, тоже названного в честь князя.
Выше львиной морды виден еще один «представитель животного мира» - Слон - необычное творение природы (а может и человека) – огромный валун опирающийся на тонкую каменную перемычку, похожую на хобот.

Пещерный город
Но главное на Бубнище – это пещеры, вырубленные в песчанике неутомимыми трудягами средневековья. Странно, что говоря об искусственных пещерах, обычно вспоминают только Крым. А Разве Бубнище –не пещерный город? а Розгирче? Так что пещерные города есть и в Прикарпатье. Да и не только в Прикарпатье. Их по всей Украине не так уж и мало.
Здешний пещерный комплекс называют то Скалами Довбуша, то Бубнищем, как и ближайшее село. Что от чего названо: скалы от села или село от скал, никто вам не скажет - исследованы эти места до обидного мало. Единственное, что можно однозначно утверждать – здесь было укрепление, примерно современное Тустани, и, возможно, составлявшее с ней единую оборонительную линию. Иногда пишут, что здесь находился монастырь. Но это, пока, догадки.
Названия пещер также условны. Их три: Келья, Конюшня и Кладовая.
Первая – это пещера с лежанками, вдолбленными у стен. Когда-то она имела деревянную наружную пристройку. Над вторым ярусом заметны пазы, пересекающиеся «домиком». На них опиралась шатровая крыша.
. В щели между первой и второй пещерами, вероятно, хранилось оружие или какая-то утварь.
Большая открытая пещера называется Конюшней. Я случайно обратила внимание, что она отличается необычной акустикой. Присев на камень, чтобы поменять батарейки в фотоаппарате я вдруг услышала звуки бубна: «ну понятно, раз тут Бубнище, значит пришли какие-то эзотерики и «бубнят»». Оказалось, ничего подобного. По стоявшей в Конюшне деревянной лавке прыгали два карапуза. Стук, который, по сути, должен был едва долетать до меня, разносился вокруг гулким эхом. Случаен ли такой эффект или пещера специально создавалась акустической?
Последняя, самая маленькая, пещера называется Кладовой и, вероятно, использовалась для хозяйственных целей.
Между Конюшней и Кладовой скалу рассекает глубокая трещина. Обитатели крепости и ее ухитрились приспособить для своих нужд: перекрыли сверху крышей, перегородили вход(в камне видны пазы от воротного проема). В этой же трещине, но чуть повыше, был прорублен 8-метровый колодец. О его назначении высказывались разные версии. Кто-то полагает, что он мог служить тюрьмой: в средние века заключенных нередко содержали в глубоких ямах, выбраться из которых, без посторонней помощи, невозможно. Но большинство исследователей придерживается менее остросюжетной версии, считая колодец банальной цистерной для сбора дождевой воды.
Над колодцем сохранился выложенный из камней арочный свод

Среди каменного натюрморта
Обязательно надо подняться по ступеням–вырубкам, на макушку Камня-Льва. Оттуда очень панорамно виден дворик Бубнища. А если пробраться еще выше, то открывается вся каменная мозаика, нагромождение глыб самой диковинной формы. Камень справа от лестницы называется Сердце Довбуша; возвышающийся над всем комплексом останец с округлым «набалдашником» – Кулак Довбуша. Есть еще Денежный мешок – каменюка, точно похожая на завязанный веревкой мешок.
А с другой стороны открывается вид на плавный рельеф Прикарпатья. На переднем плане, словно утесы над темными волнами леса, поднимаются причудливые скалы. Самая большая и заметная из них называется Соколиная скала или Королева Карпат.

О пользе стройности
Есть на Бубнище еще одно замечательное место - Чистилище. Понятно, что название заставляет задуматься. Это узкая щель, рассекающая скальный монолит. Темная и сырая, она сужается все больше и больше, и, наконец, превращается в нечто такое, что начинаешь подумывать, не ожидает ли тебя судьба Вини–Пуха, застрявшего в норке кролика А тут до помощи не докричишься. Очень хочется повернуть назад. Самое интересное, что когда, все-таки, решаешься протиснуться в этот узкий лаз, оказывается, там вполне достаточно места. Только лезть надо без рюкзака. Чистилище почему-то не хочет пропускать распухшие от вещей чувалы.
В общем. Если есть желание приправить свой поход какой-то остринкой, обойдите скалы и нырните в Чистилище.

Во врмена давние…
У Бубнища существует и более древняя история. Зачастую рассказывают о находившемся здесь языческом капище. Эзотерики в один голос объявляют скалы местом силы. Однако все это из области загадок и догадок. Для историка Бубнище – это комплекс средневекового укрепления эпохи расцвета галицко-Волынского княжества ( конец 12-начало 13 в).

Как добраться

Вариант 1. через Стрый и Болехов
До Стрыя от Сколе доезжаем автобусом (стоимость 15 грн, время в пути 40 минут). Ходят автобусы довольно часто: Сколе-Львов - через 20-30 минут. К ним еще можно добавить проезжающие.
В Стрые выходим на ул Подзамче, немного возвращаемся назад, на перекрестке переходим по светофору на противоположную сторону и за заправкой, на остановке, ждём автобус на Долину. (был в 10-00). Этот автобус довезет нас до с городка Болехов (время в пути - 30 минут. Стоимость - 13 грн).
Болехов - маленький, но ухоженный райцентр. Автобус останавливается на центральной площади. Теперь надо найти почту. Местные жители охотно покажут дорогу.
Несколько ориентиров для тех, кто хочет искать сам. Возвращаемся немного назад, проходим мимо перекрестка, отделения «Приватбанка», переходим через мост речку, на доме видим надпись ул Сичовых Стрильцив 2. дальше еще перекресток и здание почты. Возле нее остановка.

Автобус на Сукиль или Тисов. Но расписание меняется. Летом был Тисовский в 10-00, на Сукиль -в 8-00 и 12-00, а с сентября на Сукиль в 11-00.
Доезжаем до поворота на с. Бубнище. Ехать минут 40, стоимость 7 грн. Автобус – нечто доисторическое, где в духоте да не в обиде толпятся местные селяне.
Если мы добираемся машиной, то тоже проезжаем через Болехов, сворачиваем у почты (до моста). Ориентир на поворот - здание местного музея с двумя памятниками и небольшим сквером. За сквером сразу почта , а за ней поворот направо.
Машиной также доезжаем до поворота на Бубнище, сворачиваем направо.
Дальше и пешим и «конным» следует идти по асфальту до развилки, рядом с павильоном остановки. В село –направо, а нам –прямо. Здесь есть и щит «Скалы Довбуша». Дальше все время верх. Проблем в ориентировании не будет. Те, кто идеть пешком, на конечном участке маршрута могут немного срезать, от щита с надписью «остановим браконьєрство вместе», свернув влево на тропу. Метров через 200 выходим к скалам. Сначала увидим скалу Одинак, а основной массив чуть дальше. Это и есть скалы Довбуша.
Подъем пешком от поворота на Бубнище занимает около 50 минут нормальным шагом.
Машины по дороге поднимаются с любой посадкой, но водители н в вовсторге.

От скал Довбуша можно вернуться в с. Труханов. Делаем это так:
За скалами есть поляна с Капличкой. От поляны, мимо столиков и навесов начинается грунтовка. Она идет сначала ровно, потом вниз. Н деревьях нанесена бело-желтая маркировка. Минут через 20 будет развилка в лесу. Идти надо не меняя направления, не сворачивать ни влево, ни вправо, а спуститься резко вниз, по тропке, пересекая ручеек. За ручьем, выход из леса и подъем на поляну с верещатниками, откуда уже видны дома поселка.
Идем по дороге. Она свернет направо, пройдет мимо одиноко стоящей усадьбы. За усадьбой надо взять влево, на дорогу, спускающуюся в овраг, пересекающую ручей и выводящую к полям. Там сворачиваем налево и поднимаемся до пересечения с главной улицей села. Теперь направо и вниз, до перекрестка с остановкой, где можно сесть на маршрутку. В Труханов заходит Львовская маршрутка и маршрутка Труханов-Сколе. Чуть дальше остановки –греко-католичекая церковь. Она может служить ориентиром. Церковь большая и выглядит старой, но на самом деле построена недавно.
Маршрутка на Сколе в 17-30.
Из Сколе в Труханов в 8-10 11-50

От Труханова на скалы Довбуша.
От остановки идем вверх по главной улице почти до конца села. Хороший оринетир – лежащая справа от дороги бетонная «труба» , довольно прилочного диаметра. Вскоре, как пройдем мимо нее, будет поворот налево. Дальше идем вдоль поля, довольно долго, до первого поворота. Поворачиваем вправо. Спускаемся вниз, к ручью и поднимаемся вверх к одиноко стоящей усадьбе. За усадьбой дорога поворачивает влево и спускается в овраг к ручью. Пересекаем ручей, не меняя направления поднимаемся по тропе вверх и выходим на развилку. Нам прямо, вверх по маркированной грунтовке. Она без развилок выводит к широкой поляне с капличкой. А от поляны до скал рукой подать.
До Трухнова можно добраться маршруткой от Сколе или Львова.
Маршрутка Сколе-Труханов отправляется в 8-10 11-50. более поздними рейсами ехать не рационально.
Разумеется можно и машиной. Если ехать от Сколе, то поворот на Труханов будет после того как проедем два моста (через Стрый и Опир). Потом слева будет остановка Тишивница.
С стороны Труханова к скалам на колесах не подъехать. Машину придется оставить в селе.