Этот водопад мы обнаружили случайно. Шли как-то, давненько, в середине марта по 29 маршруту в сторону Ай-Димитрия. Никаких сомнений в направлении движения не возникало, пока вдруг не уперлись в коварную такую развилку из целых трех ответвлений, причем абсолютно равной ширины. Прямо-таки: «направо пойдешь…». Красное пятно маркировки на дереве возле одной из дорог, любезно приглашало воспользоваться именно этим вариантом. Тем не менее, почему-то больше манило правое ответвление, казалось наиболее привлекательным. Одним словом, решили послушаться голоса интуиции, ну, а если он вдруг окажется не прав, то просто вернуться обратно на развилку.

Буквально в паре десятков метров от развилки оказалась чудесная широкая поляна с превосходным обзором во все стороны. Впереди-слева виднелись затерянные среди леса домики Ай-Димитрия, а справа возвышались величавые громады гор с заснеженными вершинами. Пейзаж в той стороне был настолько великолепен, что возвращаться к развилке просто не захотелось. Бог с ним, с Ай-Димитрем.
Дорога стала плавно спускаться под гору, и вдруг откуда-то, снизу, стал доноситься шум бегущей воды. Деревья и кустарники, разросшиеся на склоне скрывали днище долины, но сомнений не оставалось – внизу течет река.

Когда дорога спустилась чуть ниже, впереди возникли очертания скальных обрывов с гротами. Еще несколько шагов, и мы с удивлением обнаружили, что от противоположного склона нас отделяет вовсе не балка, как мы все почему-то воображали, а самое настоящее ущелье с высокими отвесными бортами. Стенки его постепенно сближались, и в месте их соприкосновения грохотал водопад. Воды его срывались, перескакивая с одного камня на другой, несколькими высокими каскадами. Вот это было открытие!
Cобственно говоря, мы и раньше слышали о существовании какого-то водопада в окрестностях Ай-Димитрия, но увидели его впервые. Впечатлило!

Тем не менее, этот водопад не пользуется такой известностью, как Козырёк или Серебряные струи. Причина в его эфемерности. Действует он лишь в конце зимы и ранней весной, когда в горах начинается таяние снега.
Несмотря на то, что каждый природный объект должен как-то называться, наш водопад, на тот момент, такой чести не удостоился. На туристических форумах его величали то Верхним Узунджинским, то – водопадом на ручье Биринджи-Су. Оба названия можно считать правильными, так как именно в этом месте долина ручья Биринджи-Су приобретает характер каньона, сливающегося ниже с Узунджинским.
Через некоторое время соверщенно неожиданно у водопада появилось название. Вероятно кому-то из местных романтиков стало водопад и он далее ему поэтичное имя –Терновая роса. Теперь водопад так зовут все.
К концу весны от водопада не остается и следа. Но это не значит, что летом тут делать нечего. Ландшафт здесь очень красив в любое время года. В середине июля, в пору цветения зверобоя, местность выглядит просто фантастически. Потому не обязательно дожидаться весны, чтобы совершить путешествие к верховьям Узунджи. Здесь красиво всегда.

Как добраться:

Выйти в верховья Узунджи можно разными путями. Я предлагаю воспользоваться удобной тропой 29-го планового маршрута.
Начинаем наше путешествие в с. Колхозное, на его северо-восточной окраине, у гостевого дома, (путь в Колхозное от Родникового подробно описан в статье «Узунджинский каньон»).

От Гостевого дома идем по грунтовке, оставляя по правую руку турлагерь Горный. Пройдя через куртину кустов, грунтовка разветвляется на два рукава. Тут самое сложное место для ориентирования. Как это ни странно, но ни один из рукавов нам не подходит. Нам нужно найти тропу, которая наиболее коротким путем выведет нас к цели. Проблема в том, что начало её, так сказать, весьма невнятное и заметить его, очень непросто. Идти нужно между ответвлениями, по биссектрисе образованного ними угла. Направление держим на виднеющийся вдали распадок между горами. Сначала идем просто по траве, потом на ней начнет прорисовываться тропа.

Проходим между разбросанных по обе стороны от тропы камней. Мы пытались сложить из них небольшой турик, но, возможно, он уже развалился. Дальше тропа уже хорошо заметна. Она сначала идет по открытой местности, затем спускается в балочку, вьется вдоль опушки, ныряет в лесок, пересекает старую межевую стену сложенную из камней, поднимается вверх по склону, потом снова приближается к межевой стене и около неё раздваивается. Нам нужно левое ответвление. Вскоре оно выйдет на склон горы среди можжевелового

редколесья. Здесь – это уже отлично протоптанная удобная тропа, идущая в направлении Узунджинского каньона. Далее она обогнет небольшой овражек и начнет спуск к Узунждже.
Если вы идете весной, то стоит быть готовым к переправе через полноводную реку. Придется либо прыгать по камням, либо переходить вброд (в зависимости от того, что вам ближе: акробатика или моржевание). Переходим через реку. Берем чуть левее, проходим буквально несколько шагов вниз по течению и снова находим продолжение нашей тропы. Она уходит вверх по днищу балочки Илячка-Дере, впадающей в Узунджу. Балочка эта безводна. Изредка, во влажную пору года, встречаются мокрые участки. Подъем плавный, не тяжелый. На туристической карте этот участок пути обозначен, как плановый маршрут №29. Вдоль тропы постепенно сменяются разные типы растительных сообществ: шибляк, можжевелово-дубовое редколесье, буковый лес. Местами на камнях встречается синяя маркировка. Иногда к ней присоединяются белые или желтые пятна.
Минут через 20-30 подъема, наша тропа вольется в широкую грунтовку. Идем в прежнем направлении. Здесь над нами уже шумит высокоствольный буковый лес. После дождей тут много грибов. Потом грунтовка выходит на поляну, идет некоторое время по ней и, в конце концов, образует весьма загадочную развилку из трех дорог. Две идут вниз. Возле одной из этих дорог есть красное пятнышко старой маркировки. Но если вы хотите увидеть водопад, то выбрать нужно третью – крайнюю справа, идущую на подъем. Вскоре она выведет на живописную полянку с превосходным обзором. Потом буквально 10 минут спуска - и вы у водопада. Это – наша конечная цель. Смотрите и наслаждайтесь!
Если потом возникнет желание прогуляться до турстоянки в урочище Ай-Димитрий, возвращаться к развилке не нужно. Идите по тропе вдоль реки вверх по течению.