Алимова балка расположена на левом берегу Качинской долины, между селами Баштановка и Предущельное, прямо напротив знаменитого Качи-Кальона. С правого борта она ограничена склонами г. Бурун-Кая, с левого – г. Кызыл-Бурун, называемой в народе Ступой. Округлый скальный выступ, нависающий над устьем Алимовой балки, действительно очень похож на летательный аппарат Бабы-Яги.
Протяженность Алимовой балки - 3, 2 км, ширина в устье - около 320 м . Но на этом, сравнительно небольшом участке уместился целый комплекс исторических памятников разных эпох от каменного века до средневековья.
Язлы-Таш - «камень с надписями» или же Тамга-Таш. – « камень с тамгами», находится посередине балки, на её правом борту. Здесь от Качинской долины поднимается хорошая пешеходная тропа. Сегодня она - часть туристического маршрута, а в более давние времена – вьючная дорога, соединявшая деревню Пычки ( нынешнюю Баштановку) с Бельбекской долиной. Со стороны русла можно видеть остатки средневековых крепид.
Еще в конце 19 века В. Кондараки - известный краевед своего времени, писал о большом, находящемся рядом с дорогой, камне, которому поклонялось местное население. Этот многотонный обломок скалы всё так же лежит справа от тропы, упираясь в неё узким своим концом.
Если внимательно присмотреться к поверхности камня, то можно различить выбитые на нем странные знаки. О давности этих петроглифов говорит покрывающий их толстый слой лишайника. Лучше всего сохранились знаки на северной части камня. Знаки южной стороны более старые, потому и видны куда хуже. Археолог А. Щепинский, изучавший памятники Алимовой балки, насчитал в общей сложности 8 знаков. Все они сконцентрированы на узкой, обращенной к дороге части камня.
Таинственные вырубки – это тамги – родовые знаки, широко распространенные у тюркских и иранских народов. По мнению Щепинского, камень выполнял функцию придорожного святилища. У некоторых народов долгое время сохранялась традиция наносить свои тамги на камни, стоящие на перекрестках дорог. Это делалось при возвращении из дальнего пути.
Есть мнение, что Язлы-Таш – поваленный менгир, хотя оно более чем спорно. Правда, на некоторые размышления наталкивает информация о бытовавшем у некоторых ираноязычных народов обычае сбивать на землю оставшиеся со скифских времен каменные стеллы и наносить на них свои тамги. Такие действия никакого отношения не имеют к хулиганству. Это – религиозный обряд, практиковавшийся, например, при длительной сильной засухе. Если дать волю фантазии, то вполне можно предположить, что менгир, установленный в незапамятные времена и простоявший Бог знает сколько сотен лет, однажды попал под горячую руку, новым обитателям. Разозленные каким-либо неблагоприятным явлением, они вполне могли перенести свое негодование на непонятую замшелую штуковину, поставленную неведомым народом. Впрочем, к разочарованию любителей пофантазировать, сведений о распространении подобного обычая в Крыму нет. Однако, если бы фантазии оказались реальностью, тот это был бы самый большой менгир в Крыму – длина камня составляет 11 метров.
Находится метрах в 200 от Язлы-Таша, выше по течению. Это просторный, длиной не менее 50м и глубиной 15 м скальный навес. Его уютные своды показались привлекательными древним людям. Археологи обнаружили здесь 4 мезолитических слоя. Выше них была найдена керамика и кремневые изделия эпохи раннего энеолита (конец 4-начало 3 тысячелетия до н.э., ранние кемиобинцы), а также отдельные находки таврского и средневекового времени. Однако, последние столь малочисленны, что не позволяют говорить о постоянном использовании навеса в эти эпохи.
Согласно народной легенде, под сводами этого естественного укрытия прятался легендарный разбойник Алим – крымскотатарский аналог Робин Гуда. В отличие от последнего, Алим был вполне реальной личностью. Народная молва сложила о нем массу историй, в которых сложно отделить правду от вымысла. По всему Крыму разбросано множество топонимов с эпитетом «Алимов», большая часть которых к реальному Алиму не имеет никакого отношения.
В 1983-84 годах известный крымский археолог А. Щепинский вместе с группой научных работников и помогавших им школьников из археологического кружка, тщательно обследовал все скальные стенки Алимоваа урочища. В результате этой кропотливой работы было обнаружено несколько интересных памятников, в том числе уникальные древние рисунки, нанесенные охрой. Они были, пожалуй, самой ценной находкой. Подобных памятников на нашем полуострове единицы. Петроглифы находятся у подножья одного из скальных обрывов, где на сравнительно небольшой площади было обнаружено три группы рисунков. Надежно укрытые в лесных зарослях от посторонних глаз, они пережили тысячелетия. Красная охра потускнела от времени. Лишь одна из этих групп сохранила яркость краски, другая – значительно бледнее, третья вообще слабозаметна и разглядеть что-либо можно лишь вплотную приблизившись к скалам.
Все три группы петроглифов, расположены на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга и, возможно, являлись частями единого пиктографического комплекса, наподобие панно Таш-Аира.
Разобрать, что было изображено на рисунках первой группы очень сложно. Краска их, хоть и хорошо сохранила свою яркость, во многих местах осыпалась, оставив на скале лишь невразумительные фрагменты. Слева - какая-то криволинейная фигура, не то солярный знак, не то план какой-то постройки, справа - остатки изображения человека. Ясно видны ноги и нижняя часть юбки. Что было изображено выше человека, вообще, непонятно.
Краска рисунков второй группы выцвела настолько, что они едва заметны, но зато у изображений четкие контуры, позволяющие различить всадника на коротконогой, длинноухой лошаденке и нескольких мужчин с невероятно длинными руками и короткими ногами, а может просто одетых в балахоны с рукавами до земли.
Третья группа изображает двух женщин с пышными прическами, исполняющих ритуальный танец. Рядом – странная и довольно схематично изображенная фигура.
Рисунки Алимовой балки имеют много сходного с петроглифами Таш-Аира. И те и другие создавались представителями одной культурной общности – кемиобинцами, населявшими крымские земли в конце 3 – начале 2 тысячелетия до н.э.
вполне устраивало. Надо заметить, что этот
средневековый пастух был большим эстетом. Своим овечкам он оборудовал пристанище в самом живописном месте и они, отдыхая, могли любоваться замечательным видом на Качи-Кальон.
Но интересен этот давний памятник вовсе не живописными видами, а опять-таки, петроглифами. На скале у восточного входа в жилище пастуха, высечены два знака. Первый – равноконечный крест, второй - что-то наподобие тамги. Рядом вырублена небольшая ниша. Возможно, в неё что-то устанавливалось. Знаки нанесены как раз с той стороны «домика», куда попадают первые лучи восходящего солнца. Вероятно, это был языческий «иконостас». Попытки как-то связать крестообразный знак с зарождавшимся в Крыму христианством несостоятельны. Крест- это древний солярный знак. Когда-то огонь добывали трением палочек друг о друга. Потому крест- символ перекрещенных палочек, символ огня и символ Солнца – огня небесного.
В Бахчисарае на автовокзале садимся на автобус Бахчисарай-Синапное. Билет берем до села Баштановка, но лучше выйти чуть раньше. Водители по просьбе останавливают напротив базы отдыха «Алимова балка», расположенной прямо у устья Алимки.
Выходим из автобуса и спускаемся вниз, к Каче. По мосту у гидропоста переходим реку и оказываемся у ворот базы отдыха. Обходим её, оставляя забор по правую руку, и выходим на грунтовку. Справа за забором виднеется теннисный корт с зеленой стриженой травкой. Продолжаем двигаться вверх по ответвляющейся от грунтовки хорошо набитой тропе. Она идет прямо в Алимову балку и выходит на её правый борт. На полянке, перед началом относительно крутого подъема, от нашей тропы вниз, к днищу балки, отходит ответвление. Его игнорируем, идем по основной тропе. Выйдя на склон, наша тропа превратится в старую широкую дорогу с остатками крепид по правую сторону.
Продолжаем подниматься пока не увидим лежащую справа от дороги большую каменную глыбу. Прямо на ней, перегораживая проход, лежит дерево, упавшее со склона. Эта глыба и есть Тамга-Таш. Рисунки на ней лучше сохранились на северной стороне, ближе к заостренному кончику камня.
После знакомства с камнем, продолжаем подъем. Пересекаем русло ручья Экинджи (большую часть года сухое) и выходим к просторному гроту – Алимову навесу. Между ручьем и гротом много тропинок. Идти нужно по основной. Чтобы продолжить путь дальше, огибаем скалу с навесом, оставляя её по левую руку и по камням спускаемся в русло следующего ручья – Качнедже. У тропы растет толстое и старое тисовое дерево.
Если есть необходимость пополнить запасы воды, то проходим метров 30 вверх по руслу ручья до источника Качнедже нижний.
Если вода не нужна – пересекаем русло и продолжаем подъем. На стволах деревьев на этом участке начинает попадаться маркировка. Вскоре выйдем на плато к полянам со стоянками. От полян, огибая верховья балки, переходим на плато левого борта, иначе говоря на плато г. Ступа. Отсюда отличный вид на Качи-Кальон и на саму Алимову балку.
Скальные борта плато Ступы пересекает несколько расселин. Почти по каждой из них есть спуск в балку. Но тропки эти не так удобны, как та, по которой мы поднимались. Если появится желание спуститься по какой-то из расселин, то выбирать нужно первую или вторую (считая от верховий). Спуск по второй трудно заметить с плато – мешают заросли. Помочь может маленький турик, сложенный неподалеку от спуска. Он почти сливается с серой скалой, потому нужно смотреть внимательно. Оба спуска приводят к узкой тропе левого берега. По степени комфортности она не идет ни в какое сравнение с тропой правого. Эта тропа узка, извилиста, местами продирается через заросли, местами обвалилась. Лучше, спустившись на неё, при первом же удобном случае перебраться на противоположный борт и продолжить движение по уже знакомой средневековой дороге. Наиболее удобной точкой для такого перехода будет место впадения в русло ручья Экинджи, протекающего ниже Алимова навеса. Вдоль ручья, по его левому орографическому берегу, есть тропка.
Предвижу просьбу рассказать, как найти древние рисунки охрой. С удовольствием бы поделилась этой информацией, но древне рисунки очень уязвимы и нет никакой гарантии, что свободное распространение информации об их местонахождении, не приведет к их утрате, как уже произошло с петроглифами из пещеры МАН.
Найти рисунки, не зная точных ориентиров, практически, невозможно. Можно целый день шнырять по балке, пройти буквально в метре от них, но так и не обнаружить. Я сама потратила массу времени на сбор информации, пока не вышла на людей, давших мне координаты этого места, разумеется в обмен на обещание не афишировать ориентиры. Признаюсь, что никогда не была сторонницей превращения краеведения в «тайное учение», но так или иначе, я обязана уважать просьбу людей, поделившихся со мной своими знаниями.