Из всех крымских пещерных городов Эски-Кермен, пожалуй, самый красивый и, несмотря на крошечную площадь, самый богатый историческими памятниками. Он возник в 6 веке, как укрепленное поселение. Расположенный на почти неприступной горе-останце, городок самой природой был превращен в крепость. Почти 30-метровой высоты обрывы, окружающие плато со всех сторон, уже сами по себе являлись превосходной естественной защитой. Расселины и те участки, где был возможен относительно легкий подъем, были перегорожены мощными крепостными стенами. Вырубленные в скальной породе казематы, опоясывали плато почти по всему периметру, образуя несколько оборонительных комплексов. Тем не менее, несмотря на столь внушительную систему обороны, город в конце 8 века оказался в руках неприятеля. Сейчас, спустя 12 столетий, трудно сказать, почему так произошло. Были ли недостаточно стойки защитники, или слишком хитры противники? А может всему виной было предательство? Вероятно, это так и останется тайной. Слишком мало данных, которые могли бы пролить хоть какой-то свет на те далекие события. Ученые даже не могут со стопроцентной определенностью сказать, что за конфликт развязался тогда под стенами древнего города. Из письменных источников известно, что в конце 8 века в Крыму развернулось антихазарское

восстание. Восстание было неудачным. Его вожаки, в конце-концов, отказались от дальнейшего продолжения борьбы, а массы были вскоре «утихомирены» военной силой. Возможно, захват города был связан с этими событиями. Такая версия считается наиболее вероятной. После всех этих перипетий Эски-Кермен уже не мог служить крепостью – в результате войны был разрушен колодец, обеспечивавший жителей водой на случай осады. Других источников на плато не было. В мирное время поселяне запасали для хозяйственных нужд дождевую воду. Питьевую доставлял керамический водопровод проведенный от родника в балке Бильдеран к городским воротам. Но что делать, если враг подойдет к городу? Толщина стен, мощь укреплений и мужество воинов, все это бесполезно, если крепость остается без воды. Лишившись осадного колодца, не было никакого смысла восстанавливать укрепления.
Тем не менее, жизнь на плато не прекратилась. Вероятно, люди решили, что и без укреплений жить можно. После краткого периода относительного запустения, городок снова постепенно отстроился. Мирная жизнь вошла в свое русло. Оборонительные казематы теперь стали использовать в качестве кладовых и амбаров. За последующие столетия поселение даже выросло. К 12 веку тут было около 600 усадеб и почти 3 000 жителей. В окрестных долинах они растили виноград, высевали зерновые, пасли скот, а в воскресные дни, оставив дела насущные,

отправлялись в церковь. В городе было просто огромное, по нашим теперешним меркам, количество храмов. Два храма находились у верхнего марша подъездной дороги, еще один - сразу за воротами. На восточной окраине плато располагался Храм Успения Богородицы. Прямо под ним на склоне горы - храм Трех Всадников. Просторная базилика возвышалась в центре города. Было еще несколько небольших наземных церквушек, разбросанных по жилым кварталам.
Неспешная и мирная жизнь поселения резко оборвалась в конце 13 века. В 1299 году в Крым нагрянули орды темника Ногая. Почти вся Таврика лежала в руинах. Не имевший укреплений Эски-Кермен стал легкой добычей беспощадных кочевников. Городок был сожжен дотла. В последующие 100-150 лет кто-то еще пытался селиться на пепелище. Но к 15 веку жизнь тут окончательно угасла. Заселившие окрестные долины татары застали лишь опустевшие руины. К тому времени давно уже не было на этом свете никого, кто помнил настоящее название города. Потому новые обитатели стали называть это место Эски-Кермен –«старая крепость». Не знаем древнего названия и мы. «Эски-кермен» – так пишут во всех книгах, на всех картах. Просто «старая крепость»…
Сегодня путешествие в Эски-Кермен –один из популярнейших туристских маршрутов. В сезон сюда ежедневно приезжают десятки организованных групп. Экскурсия по городищу длиться 2-3 ч. и дает возможность осмотреть большое количество интересных памятников. Разумеется, такой вариант посещений города очень удобен. Но можно прийти сюда и «дикарем», важно только знать, где что находится. Для дотошного и любознательного туриста «дикое» посещение даже предпочтительнее.



Храм Трех всадников


Наиболее интересный из памятников Эски-Кермена - храм Трех всадников. Он уникален даже для Крыма. У нас много древних церквей, вырубленных в скальном монолите. Но вырубленных в отдельной каменной глыбе – единицы. Внутри чудом сохранилась древняя фреска «Три святых всадника». Ей 800 лет. Это, практически, единственная, дошедшая до наших дней средневековая роспись такой сохранности. Фреска изображает трех всадников. Средний пронзает копьем змия. Нет сомнения, что это Св. Георгий Победоносец, два других, предположительно – Федор Стратилат и Дмитрий Солунский. За спиной одного из всадников изображен ребенок, сидящий на крупе лошади. Эта детская фигурка уже много лет вызывает споры исследователей. Кого нарисовал древний художник? Вопросов добавляет и крохотная могильная вырубка у входа в храм, явно предназначенная для захоронения ребенка лет 5 (хотя, возможно и более старшего, если учесть, что жители средневековой Таврики не отличались большим ростом). А может быть все три фигуры на фреске изображают одно и то же лицо – Георгия Победоносца, но в трех его ипостасях: драконоборца, триумфатора и освободителя пленных? Есть и такая версия.
Сейчас посетить Храм трех всадников неорганизованному туристу трудно. Бессмысленное варварство некоторых горе-путешественников привело к тому, что теперь вход внутрь перегорожен решетчатой дверью и заперт на ключ. Только так можно было уберечь бесценную роспись от разрушения. Попасть внутрь храма можно только с паломнической группой. Церковь эта на сегодняшний день действующая. Но богослужения проводятся лишь по особым случаям. Правит службу отец Виктор из Холмовки.



Комплекс у городских ворот


Дорога от храма Трех Всадников поднимается к главным воротам Эски-Кермена, вернее к тому месту, где они когда-то были. Сюда же можно попасть и с другой стороны – по хорошей лесной тропе, ведущей с окраины Терновки через пещерный монастырь Челтер (см. «Из Севастополя на Эски-Кермен»). Самое впечатляющее в районе главных ворот - колеи, пробитые за века в камне тележными колесами. Углубляясь почти на 30 сантиметров в скальную породу,

они тянутся от входа в город вдоль главной улицы. Глядя на них испытываешь совершенно фантастическое чувство, ощущая, как незаметно начинают стираться грани веков. Возможно, это субъективное впечатление, но такого «временного провала» никогда не возникает ни на Мангупе, ни на Чуфут-Кале. В давние времена в этом месте находился главный въезд в город. Еще лет сто назад сохранялась венчавшая воротный проем каменная арка. Из долины к воротам тянулась колесная дорога. Верхний её марш был огражден стеной (протейхизмой), выстроенной параллельно скальному уступу. В случае войны противнику, рвавшемуся к главным воротам, предстояло преодолеть узкий,

образованный стеной и скалой, коридор (перибол), который в свою очередь был перекрыт еще двумя передовыми воротами, находившимися в начале и конце последнего марша дороги. Там, где некогда находились вторые ворота, привлекает внимание прямоугольный выступ в скальном фундаменте. По одной из версий, он служил упором для створок ворот, по другой – препятствием, защищавшим ворота от подкатывания таранных орудий. Не исключено, что он мог совмещать и обе эти функции. Крепостная стена до наших дней не сохранилась. На её былое существование указывают только вырубки в скале.

Обрыв, протянувшийся вдоль верхнего марша, весь иссечен искусственными пещерами. Здесь было два храма и несколько склепов. Исследователи считают эти храмы древнейшими на городище и относят к 10-11 в. (есть и более ранние датировки). Ближний к первым воротам храм, получил название «Большой пещерный храм». Некогда к нему поднимались по лестнице, сложенной из камней. Лестница давно развалилась и помещение оказалось как бы подвешенным. Не сохранилась и деревянная западная стена храма. Рядом с храмом в скале вырублены несколько гробниц для временных захоронений и 4 оссуария (костницы)– небольших камер, куда перекладывались останки после истлевания. Сейчас, разумеется, оссуарии пусты, и представляют интерес скорее не для любителей старины, а для тех кто интересуется …палеонтологией. Во внутренних стенках оссуариев отлично просматривается строение породы, слагающей плато – нуммулитового известняка. Раковины моллюсков нуммулитов, из которых он состоит, здесь довольно крупны – до 2 см в диаметре и потому хорошо заметны. Из скального массива торчат их выпуклые диски. Такие же диски, только «вывалившиеся» из сплошной массы, в изобилии валяются под ногами. При желании тут можно собрать небольшую коллекцию этих штуковин.
Ближе к главным воротам находился еще один храм – «Храм у городских ворот».
Слева от проема главных ворот размещалось помещение для стражи, над которым возвышалась надвратная башня (не сохранилась).

Сразу за воротами, справа, находится вход в просторный храм, за которым в литературе закрепилось название «судилище". Так почему-то окрестили его местные татары. И хотя, как говорит наука, никакого судилища тут никогда не было, название осталось, проникнув даже в научную литературу Поскольку нет никаких указаний на то, кому этот храм был посвящен, его так и продолжают именовать «Судилищем».
В помещение храма вели

два входа. Поднявшись по истертым ступеням и войдя внутрь, мы оказываемся посреди просторного зала. Прямо напротив входа алтарная ниша с епископским креслом посредине. Перед ним в полу квадратное отверстие – место престола. Слева несколько могильных вырубок и возвышающийся над полом квадратный баптистерий (крещальня). Колонны, ограждающие его по углам, раньше упирались в потолок. Через отверстие в потолке дождевая вода сначала стекала в специальный резервуар, а потом по желобку в крещальню. В правой стороне храма свод пещеры поддерживает толстая колонна. Любопытно, что она, оказывается, не настоящая. Эта колонна появилась тут по вине и прихоти киношников. На Эски-Кермене снимали эпизоды к фильму «9 рота» и колонну соорудили для декорации. Она очень правдоподобно окрашена и кажется каменной. Но если обойти её сзади, можно обнаружить выступающие из-под обмазки доски и мешковину.
Справа – помещения, имевшие второстепенное значение. Там, где в стене зияет проем, некогда был приделан деревянный балкончик, от которого деревянная лесенка спускалась вниз, к размещавшемуся под храмом некрополю. Разумеется, такой спуск мог быть сооружен только после того, как город полностью утратил значение крепости, иначе он оказался бы серьезной брешью в обороне. Далее, в глубине пещеры, небольшая часовенка. Как полагают исследователи, и храм и часовенка возводились, как самостоятельные, отдельные постройки. Позднее, в 12-13 в, при расширении храма, разделявшую их стену убрали.
Сейчас центральная часть «Судилища» представляет собой открытую площадку и нередко посетители думают, будто тут был «внутренний дворик». Это заблуждение. Перекрытие храма обрушилось во второй половине 19 века.

Улица, идущая от ворот, мимо храма, когда-то была главной улицей города. Её начало всегда производит сильное впечатление на тех, кто попадает сюда впервые. Это - узкая искусственная расселина, щель, прорытая людьми в каменном теле горы. Серые известняковые стены подступают с обеих сторон, неприветливо зияют пустоты давно покинутых пещер. Глушь, запустение. А под ногами глубокие колеи от тележных колес – следы веков. Как-то знакомый экскурсовод рассказала забавную историю: « Частенько спросишь у группы: «У телеги на одной оси два колеса, а колей пробито, почему-то, три. Откуда третья? Как вы думаете?». Вопрос почти всегда оказывался неожиданным и повергал экскурсантов в замешательство. «А может колес было три…» - наконец робко предполагал кто-то. Такая картина повторялась почти с каждой группой. О том, что транспорт когда-то мог приводиться в движение только с помощью лошади или другого животного, люди 21 века уже начали забывать».



Каземат


Тропа, идущая влево от главной улицы, приведет к первому каземату. Он должен был защищать расселину в скале, .которая вела на плато. На уровне пола 6 отверстий служивших для того, чтобы сбрасывать на противника камни. В каземате есть еще 2 вспомогательных помещения – кладовая для хранения продовольствия и казарма, где воины могли отдохнуть, на вырубленных вдоль стен скамьях.
На площадку в верхней части соседнего мыса из каземата вела лесенка и перекидной мостик. Здесь позднее была построена небольшая церквушка, от которой сохранились лишь вырубки для стен сделанные в скале. Посетители всегда обращают внимание на правильной формы округлые вырубки в скале. В эти отверстия когда-то устанавливали пифосы – огромные глиняные кувшины, в которых хранилось зерно, масло, вино и т.д.



Церковь успения Богородицы


Далее экскурсии обычно направляются на восточный край плато, осматривать церковь Успения Богородицы. Некогда она была богато украшена росписями, но до наших дней уцелели лишь их отдельные фрагменты. Остатки фресок можно различить в алтарной апсиде и местами на стенах.
Входя в церковь, современные посетители, обычно, испытывают некоторые неудобства, так как, слушая рассказ экскурсовода, вынуждены ютиться по краям здоровенной, занимающей почти половину пола, ямы. Невольно возникает вопрос, каково её назначение и зачем, вообще, она нужна в церкви? Это самая обычная зерновая яма. До 13 века тут не было никакой церкви, а помещение использовалось в качестве амбара. О том, что постройка изначально сооружалась для целей далеких от религии, говорит и расположение алтарая. Трудно представить, что, решив высекать храм, строители изначально задумали разместить алтарь в углу. А он именно там и находиться. Еще более сомнительно, что церковь была «спроектирована» с тарапаном (виноградодавильней) у задней стены. Тем не менее, именно тарапан мы там и наблюдаем. Так что, несомненно, пещера первое время служила самым обыденным бытовым целям. Потом её, по какой-то причине , «перепрофилировали» в культовое учреждение. Тарапан попытались стесать, хотя и не очень удачно. Яму в полу перекрыли настилом и она никому не мешала. Но яма оказалась долговечнее перекрытия и теперь зияет прямо посреди помещения.
Относительно датировки росписей храма, мнения ученых расходятся – одни относят их к 12-13 векам, другие - к 13-14 и даже началу 15.
К юго-западу от храма находятся высеченная в скале ризница (или келья) и гробница. В свое время гробница была заполнена человеческими останками. По найденным в ней предметам, относящимся к 12-13 веку, ученые предположили, что захоронения совершались в этот период. Еще юго-западнее можно осмотреть сохранившиеся остатки крепостных стен



Городские кварталы и главная базилика.


От Храма Успения тропа уходит под полог леса. Сегодня тут буйствует растительность. 800 лет назад на месте зарослей теснились городские кварталы. Небольшой участок застройки раскопан археологами посреди леса.
Жилые дома на Эски-Кермене строились на искусственно подтесанном каменном основании. Иногда под домами вырубались подвалы. Первые этажи всегда возводились из камня – ставились две стены из тесаных блоков с забутовкой между ними. Толщина таких конструкций составляла 45-80 см. Нижняя часть дома предназначалась для хозяйственных нужд и содержания скота. Жилые помещения находись на втором этаже, строившемся из дерева или кирпича-сырца. Крыша накрывалась черепицей. Жилые постройки, раскопанные на плато, возводились в 12-13 веках. Их остатки поведали исследователям о внезапной гибели города в конце 13 века. Многие постройки носят следы пожара. В подвалах некоторых домов были обнаружены останки людей, лежавших в неестественных позах. Вероятно, жители были застигнуты врасплох набегом неприятеля. Они не успели покинуть незащищенное поселение и искали спасения в подвалах собственных домов, которые не могли служить надежным укрытием. Даже те, кому удалось спрятаться от безжалостных захватчиков, погибли в огне пожара, охватившего город.
Жилые кварталы городища исследованы еще очень слабо. Вскрытый раскопками участок- лишь малая часть того, что еще прячется от глаз ученых. Под зарослями дубового леса, занесенные землей, скрыты древние руины. Туристы, бодро шествующие по широкой тропе, ведущей к развалинам базилики, даже не подозревают, что идут по главной улице Эски-Кермена. Да и многие тропы на плато проложены там, где некогда были городские улицы. Поросшие мхом камни, выступающие из-под лесной подстилки на самом деле не банальные булыжники, а следы шумевшей некогда жизни. Так что на Эски-Кермене еще есть работа для археологов. Неподалеку от базилики все еще прячутся под землей руины значительного по размерам здания – возможно жилища местного феодала. Может быть, раскопав его, мы узнаем больше о затерявшемся в глубине столетий древнем городе.
Пройдя немного дальше от раскопок, можно выйти к развалинам той самой большой базилики, о которой говорилось выше. Это был главный храм города, располагавшийся на самой высокой точке плато. Храм был наземным, сложенным из тесаных известняковых блоков. К сожалению, от него сохранились лишь остатки фундамента и многочисленные куски битой черепицы. Но в эпоху расцвета города это было величественное сооружение, занимавшее площадь 24х13 м. Храм возвели в 6 веке и на протяжении всей жизни города, непрерывно реконструировали и перестраивали. В 11 веке он из одноапсидного превратился в 3-апсидный, став еще краше, еще величавее. Некоторые исследователи склонны видеть в архитектуре базилики черты характерные для сирийской архитектуры. Рядом с храмом находилось несколько гробниц и склепов с большим количеством захоронений. Во время пожара, охватившего Эски-Кермен в конце 13 века, деревянные перекрытия , удерживавшие крышу сгорели и кровля рухнула внутрь постройки. Позднее стены были частично разрушены землетрясением, ну а довершили дело обитатели окрестных деревень, постепенно растащившие превосходный тесаный камень постройки для своих строительных нужд.



Казематы восточного склона.


Немного дальше, вдоль восточного края плато, имеется еще ряд интересных пещерных сооружений с множеством соединенных между собой помещений. Кое-где они размещены в два яруса и образуют настоящие лабиринты с живописными каменными лестницами. Эти постройки сооружались на ранних этапах существования города, как оборонительные казематы. В их стенах есть бойницы и амбразуры. Недоумение посетителей часто вызывают сквозные вырубки, похожие на бойницы, но сделанные на уровне пола. Возникает вопрос, зачем было делать их так низко, разве удобно стрелять, ползая по полу? На самом деле вырубки использовались вовсе не для стрельбы, а для скатываний камней и для этой цели их расположение весьма рационально.
Когда город утратил свое оборонное значение, казематы приспособили под стойла для скота. В стенах вырубили кормушки и проушины для привязывания животных. Тут же, неподалеку устроили и несколько зерновых ям. Зерновая яма, как это и следует из названия, служила для хранения зерна. Она представляла собой внушительных размеров углубление в камне, по форме схожее с внутренней поверхностью пифоса. Яма накрывалась сверху каменной дисковидной крышкой и для большей водонепроницаемости обмазывалась сверху глиной. Чтобы окончательно исключить попадание влаги внутрь, вокруг горла ямы в скале делали водоотводную канавку.



Осадный колодец.


Чуть севернее пещер восточного склона находится осадный колодец. Шестью маршами он уходит под землю. В конце первого марша, сбоку от лестницы, выдолблена комнатенка, предназначавшееся, вероятно, для стражи. В проеме была деревянная дверь. Между маршами были площадки, сделанные для того, чтобы водоносы, таскавшие воду из колодца, могли свободно разминуться. Естественный свет поступал на лестницу через небольшие окошечки выходящие на обрыв. В самой нижней части галереи, окошек не было. Там подземелье освещалось масляными светильниками, для которых были предусмотрены специальные вырубки. Спускаясь вглубь скального массива, галерея колодца достигала водоносного горизонта и заканчивалась резервуаром, в котором накапливалось 75-80 м3 воды. В те времена вода заполняла два нижних марша колодца. Даже сейчас в резервуаре собирается некоторое количество влаги, правда, грязной и для питья непригодной.


Северный дозорный комплекс.


Северная оконечность плато представляет собой несколько отдельно стоящих плосковершинных скал-останцов. На одной из них расположены помещения дозорного комплекса. Чтобы попасть сюда, нужно сначала пройти по узкой, прилепившейся к обрыву скальной полочке, а потом подняться по пробитому в скале туннелю с каменными ступенями. По бокам от лестницы высечены два помещения. Нижнее, вероятно, являлось усыпальницей, а верхнее – комнатой для стражи. Туннель выводит нас на скальную площадку. Отсюда превосходно просматриваются подступы к городу. Край площадки некогда был огражден деревянным парапетом, а останцы северной оконечности соединялись между собой деревянными мостиками, переброшенными через разделявшие их расселины.

Вот мы и познакомились вкратце с наиболее значительными и интересными памятниками городища. Разумеется, многое осталось вне нашего внимания. Если хотите узнать Эски-Кермен лучше,

приходите сюда сами, без экскурсии. «Работы» и впечатлений вам хватит на целый день. Несмотря на то, что Эски-Керменское плато невелико по размерам – всего 1 км на 170 м, здесь сконцентрировано более 350 искусственных вырубок – больше чем в любом другом пещерном городе.
















Схема достопримечательностей Эски-Кермена:
1 - Главные ворота
2 - Храмы у городских ворот и подъездной дороги
3 - Храм "Судилище"
4 - Храм Успения Богородицы
5 - Храм "Трех всадников"
6 - Восточная калитка
7 - Раскопки городских кварталов
8 - Главная базилика
9 - Казематы восточного склона
10 - Осадный колодец
11 - Стена
12 - Северный дозорный комплекс









Hosted by uCoz
На Главную