Как хорошо сидеть у водопада и, как отвратительно туда добираться: какая-то козья тропка, едва прослеживающаяся в траве, рыхлая земля, засыпающаяся в ботинки, камушки, съезжающие вниз при малейшей попытке на них наступить. Хорошо еще, если знаешь, где эту тропу искать. А если идешь первый раз, то и ползешь вверх, почти на четвереньках, утопая в колючей опавшей хвое и с вожделением глядя на каждое встречное дерево. Дерево – единственная надежная опора на этом зыбком склоне. Так, с жизнеутверждающей мыслью: «чего ради я туда лезу?», преодолевается путь к верхнему водопаду Яузлара. Всю следующую ночь после этого во сне видятся камни, сосны и хвоя. Много, много хвои…
Речушка Яузлар знакома всем, кто бывал в Ялтинском зоопарке или на поляне Сказок. Это она мирно журчит там, под мостиком. Но Яузлар у Поляны сильно отличается от себя же в верховьях. Безобидный присмиревший ручеек, удалившись от цивилизации позволяет себе одичать и не очень охотно принимает гостей, устраивая им на пути всякие препятствия.
Истоки Яузлара находятся высоко в горах. Эта местность на карте Белянского названа Шейтан –Таилмасы. Склоны там устрашающе круты и изрезаны узкими оврагами временных водотоков. Два таких безымянных оврага, сливаясь вместе, дают начало Яузлару. Краеведы условились называть их западным и восточным истоками. Тут важно не запутаться в названиях, так как существует еще и приток Западный Яузлар, впадающий в основное русло ниже по течению.
Безымянные истоки – самая эффектная часть реки. Всё, что ниже, на человека видевшего в своей жизни хотя бы пару-тройку водопадов, особого впечатления не произведет. Подобные красоты можно встретить на любом горном ручье. Безымянные истоки – это уже поинтереснее. Они текут почти параллельно друг другу, разделенные узким хребтом Гарпано-Сталони Восточный. Уклон русел настолько велик, что кажется чуть ли не вертикальным. Если это и преувеличение, то незначительное – отвесные обрывы в руслах следуют один за другим, словно ступени лестницы. Вода струится по кручам и слетает вниз, полосой тонких, но высоких водопадов. Их видно уже от точки слияния истоков и даже чуть ниже.

Среди скал и леса все это смотрится довольно нарядно, даже несмотря на то, что Яузлар маловоден и его справедливее было бы называть ручьем, нежели рекой.
Возможно кому-то будет достаточно полюбоваться водопадным шоу снизу, так как подъем по истокам довольно энергозатратен и сильно некомфортен. Причем более-менее безопасно идти можно только по западному истоку. Что представляет собой подъем по восточному, лучше всего пояснил один встречный турист, выразивший свои впечатления красноречивым жестом и фразой: «бах-шмяк и кердык».
И собираясь в поход надо учитывать, что водопады во всей красе можно застать только весной, во время снеготаяния. Уже к маю воды становится все меньше, а в летнюю жару там будут только голые камни.

Как добраться

Обычно к Яузлар ходят от мостика на Боткинской тропе. Кто уже бывал на этой тропе, мостик и водопад напротив него хорошо помнят. Это и есть Яузлар. По правому орографическому берегу от мостика поднимается удобная тропа, которая потом переходит на левый берег и идет почти до слияния русел.
Но туристов обычно интересует не самый простой маршрут, а самый красивый. Потому я порекомендую другой вариант – через русло ручья Ай-Димитрий и красивейшую смотровую у скал, называемых Зонтики.
Исходная точка маршрута – остановка «Поляна сказок» на трассе «Севастополь-Ялта» у западной Ялтинской окраины. По асфальту добираемся к площадке перед Поляной и зоопарком. Те, кто путешествует на машине, могут подъехать прямо к Поляне. Кто не хочет платить за парковку, может остановиться чуть дальше, у отеля. На противоположной стороне дороги, напротив площадки – заход на Боткинскую тропу. Этим заходом я никогда не пользуюсь - не нравится нудный серпантин. Больше по душе «неофициальный» заход, находящийся чуть дальше, между Поляной и отелем. Там над парапетом справа от дороги видно начало тропы. Это более короткий вариант, но подходит он только для молодых и сильных, так как парапет высоковат и на него надо залазить.

В русло Ай-Димитрия можно попасть двумя способами:
1. Идем по Боткинской. Тропа проходит мимо заброшенной турбазы, углубляется в лес, потом выскакивает на открытое пространство - урочище Ай-Димитрий. Здесь сворачиваем вправо и идем вверх, по тропе вдоль сухого русла.
2. Не доходя до заброшенной турбазы есть асфальтированная площадка. Те, кто поднимался по сокращенке, как раз на нее и выходят. От этой площадки уходит грунтовка, проходящая под трубой и перекрытая шлагбаумом. Идем сначала по ней. Когда грунтовка подойдет к каким-то хозпостройкам, гаражам и начнет резко поворачивать влево, переходим на тропку у забора и, оставляя по правую руку постройки, поднимаемся вверх. Выходим еще на одну грунтовку. Далее по ней, тоже влево. Выйдем на широкую разъезженную поляну с кучками строймусора и следами кострищ. От поляны, по тропе спускаемся к руслу и дальше все время вверх по левому орографическому берегу. По дороге встретится родник, потом прижим с красивыми, увитыми плющом, скалами. До скального прижима тропа очень хорошо заметна, за ним становится слабее, но не теряется. Вскоре, слева, сосновый лес начнет сменяться можжевельниками. Как только увидим поворот, сворачиваем влево, и по тропе, через можжевельники, выходим на грунтовку. По грунтовке идем до ручья. Летом он может быть сухим.
У ручья оставляем грунтовку и продолжаем движение вдоль обрыва. До Зонтиков рукой подать. Они легко узнаваемы и очень живописны, Скала похожа на завернувшуюся у берега волну.. На заднем плане виден склон Ай-Петри, гора Ставри-Кая, а за ней гребешок Таракташа. Тут лучшее место для привала. Трудно побороть желание остаться у Зонтиков надолго. Но поскольку нам еще надо на Яузлар, поднимаемся и идем дальше. В десятке метров от обрыва есть тропа. Она проходит вдоль полян, которые ялтинцы называют Заячьими. Дальше тропа углубляется в сосновый лес, огибает русло ручья Буфилья и постепенно начинает спускаться в долину Яузлара. На этой тропе и на полянах, рекомендую обратить внимание на то, что под ногами. Здесь часто встречаются окаменелые кораллы и камни с впечатанными в них ракушками древнего моря.

Уже с тропы мы увидим верхние водопады истоков Яузлара. Потом тропа спустится в русло. Дальше идем либо по руслу, либо по тропе справа от него. У слияния русел входим в тот «рукав», который слева от нас –западный или правый орографический исток.
Дальше – по тропе. пока она не исчезнет у одного из водопадов.
Этот водопад обходится по правому орографическому берегу (то есть слева по ходу движения) там есть слабая тропка. На скальнике она исчезает. Придется немного пролезть, огибая выступ (не высоко и не экстремально). Дальше опять появится тропка. Следующий водопад, возле которого лежит бревно, обходим тем же берегом между деревьями. Наконец, упираемся в совершенно отвесную стену с очередным водопадом. Куда двигаться дальше непонятно. Можно, вообще, здесь и остановиться. Но если еще остались силы – вперед, на штурм нового препятствия. Это и есть тот самый малоприятный обход, с которого я начинала рассказ. Чтобы пройти его «с минимальными потерями» надо хорошо знать ориентиры и выйти на тропку (если это можно так назвать), иначе «бах, шмяк и кердык» может произойти и на западном русле.
Первый ориентир – бревно в русле у водопада, привалившееся к левому борту. Вдоль него поднимаемся метра на 2-3 выше русла, видим, что кто-то там топтался. По этим следам идем вверх. Нашли что-то типа тропы - идем по ней! Не нашли – ищем. Тропка должна идти вправо-вверх, траверсируя склон. Следующий ориентир – тоже бревно, даже два бревна. Две большие поваленные сосны лежат на склоне. Тропа «пролазит» под стволом одного из них и … исчезает. Не паникуем! Ползем вверх, вдоль бревен. Ох, и отвратительный участок! Добираемся до вывороченного из земли корня, обходим его и снова ищем тропу. На этот раз ее направление - влево-вверх. Через 5 минут мы у водопада. После такого подъема ровная площадка у его подножья кажется даром Богов, вызывает полный восторг и желание там поселиться. Делаем второй заслуженный привал и после него отправляемся в обратный путь. Спускаться придется так же: через то же бревно, тот же прижим. Потом по тропе вдоль русла выходим к мостику на Боткинской тропе, поворачиваем налево и через полчаса выходим к Поляне сказок.
Дальше – или на маршрутке в Ялту (остановка перед Поляной), или на трассу, где можно остановить проходящий автобус на Севастополь (остановка в 10 метрах ниже перекрестка). Учтите, что летом автобусы могут идти переполненными и не останавливаться. Потому сами решайте, надеяться ли на транзитный транспорт, или ехать на Ялтинский автовокзал.