Любой экскурс в историю Крыма начинается с перечисления древнейших памятников – стоянок эпохи палеолита-мезолита. Их в Крыму достаточно много, и, разумеется, они всегда вызывают интерес. Любопытно же взглянуть, как и где обитали наши предки, оценить комфортность их быта, представить жилищные стандарты эпохи мамонтов.
Благодатная Байдарская долина весьма изобильна археологическими памятниками. Многие из них на слуху. Какую книжку не открой, сразу в глаза бросаются названия Фатьма-Коба, Шан-коба.
Но если Фатьма –Коба хорошо знакома и краеведам, и, даже обычным любителям пеших прогулок, то Шан-Коба – довольно таинственный объект. Во всех книгах упоминается, а начинаешь у знатоков-краеведов спрашивать о её местонахождении, никто точно ответить не может. Говорят, где-то рядом с Фатьмой. А где именно? Загадка!
Вот и пришлось мне эту загадку разгадывать самостоятельно. Поиск оказался настолько занимательным, что не упомянуть о нем просто нельзя. В наличие у меня имелось два источника: статья археолога Бибикова в журнале «Советская Археология» почти 80-летней давности (1936 год) и, выпущенная не так давно, книга Лариной «Байдарский заказник» со схемой археологических памятников. При этом противоречие между источниками явное. Бибиков локализовал стоянку в средней части балки Кубалар-Дере, в 2-2,5 км от с. Уркуста (современное Передовое). На схеме же из «Байдарского заказника» Шан-Коба обозначена неподалеку и чуть к северо-западу от Стоянки Фатьма-Коба. А это – явно не середина балки, и явно не 2-2,5 км от Передового.
Вертеть в руках карты и разные умные книжки можно очень долго, но к пониманию вопроса это не приближает. Надо идти и смотреть на местности.
Первый наш выход успехом не увенчался. Оказалось, что правый борт балки, ведущий к Фатьме от водопада Козырек, вообще не имеет никаких скал и гротов. К северо-востоку от Фатьмы, опять-таки, ничего подобного мы не обнаружили. Успокоив себя тем, что в науке отрицательный результат – тоже результат, мы решили продолжить поиски в следующий раз. Но поскольку один ум хорошо, а -дцать лучше, я обратилась за помощью к знатокам с форума trevel.org.ua. Разумеется, никто не ткнул пальцем в карту: «вот тут»!, на зато выложили фрагмент карты Белянского, где среди названий можно было различить: Шан-Коба.
Карта Белянского!!!! Я совсем о ней забыла! Вот тут-то и стало понятно откуда закралась ошибка в схему археологических памятников. У Белянского сразу обращала на себя внимание крупная надпись Фатьма-Коба (а к северо-западу от нее – Шан-Коба). Похоже Автор «Байдарского заказника» приняла эту «Фатьму» за обозначение всем известной мезолитической стоянки. Хотя стоило приглядеться внимательнее, и в винегрете названий можно было бы обнаружить еще одну Фатьму-Кобу, на этот раз ту самую. Остается загадкой, по каким парадоксальным соображениям Белянский подписал её буковками-бисеринками, а малоприметный грот, неподалеку от водопада Козырек - крупными, заметными. Как бы там ни было, причина наших неудач выбралась наружу, и стал понятен новый район поисков.
«Нельзя найти в темной комнате черную кошку, особенно, если её там нет!» Нельзя найти Шан-Кобу на реке Кобалар-Су, особенно, если её там нет! И не делайте недоуменное лицо! Я сама была в недоумении, когда поняла, что пещера рядом, но не на речке, где Козырек, а на её притоке, текущем от Муловского озера. Тут очередная топонимическая путаница. Мы называем Кубалар-Су речку, образующую Козырек, А Бибиков называл так левый приток этой речки, впадающий в неё чуть ниже Козырька! Эти два потока разделяет скальный гребешок, оконечность которого образует приметный утесик по дороге к Козырьку.
Итак, со второго раза неуловимая Шан-Коба была наконец обнаружена. Не стану утомлять читателей описанием процесса поисков, а лучше сразу поясню, что это за Шан-Коба и чем она примечательна.
Что такое поздний палеолит, думаю, никому объяснять не нужно (10-5 тыс. лет до н.э.) - эпоха без земледелия, без гончарного круга и прочих достижений цивилизации. Только-только появилось лук и стрелы. Основное занятие – охота (уже преимущественно индивидуальная, а не загонная) и собирательство, а основной тип жилищ – стоянки в гротах и навесах. Причем, именно, в гротах и навесах а не в глубоких карстовых полостях, где сыро и холодно. Шан-Коба – типичный пример такой стоянки.
Это длинная (25 м) щель в нижней части обрыва, выработанная выветриванием вдоль трещины напластования в толще юрских известняков. Сейчас глубина её составляет около 6 м, но во времена каменного века, она была глубже на 3-4м: часть карниза над гротом обвалилась. Произошло это, вероятно, в начале 20 века. По крайней мере, в 30-х годах поверхность отрыва описывалась, как свежая. Высота навеса указывается, как 2,7 м, но мне показалась больше. Пол грота имеет некоторый наклон, совпадающий с падением слоев известняка. Но это не делает грот неудобным. Напротив, он очень уютен. Будь я первобытной, с удовольствием бы поселилась здесь. Одна из фишек – наличие реки буквально 10 м от «дома». Хочешь – пей, хочешь - купайся, хочешь - рыбу лови. А в те века Крымские реки были куда полноводнее! Сам грот сухой, никакого мха и сырости. Всё, собираю вещи и переезжаю!
Обнаружена стоянка была в 1927 году, а детально исследована в 1935 г. экспедицией известного археолога Бибикова. По результатам исследования в журнале «Советская археология» (№1 1936 год) был опубликован подробный отчет. И после этого о стоянке надолго и хорошо забыли.
Находки сделанные в Шан-Кобе типичны для стоянок этой эпохи – кремневые скребки, наконечники для стрел, резцы, костяные проколки и шилья, кости животных (дикий кабан и др). Помимо кремневого и костного инвентаря, археологи выгребли из под навеса около 100 кг костей. Но самая любопытная находка – «склад улиток». В одной из узких сырых щелей исследователи обнаружили 35-снтиметровый слой раковин улиток helix vulgarics (хеликс обыкновенный). В этом слое были обнаружены бедро дрофы и половина рога оленя. Их расположение не оставляло сомнений, что использовались они для набирания улиток, точь-в-точь, как совок для сыпучих продуктов в магазине. Это дало основание предположить, что кучка раковин представляла собой не остатки первобытных трапез, а склад пищевых запасов. В сырой щели для улиток были вполне комфортные условия обитания, и жители пещеры таким образом запасали их впрок в виде живых консервов. Идея питаться улитками была вполне благоразумна. За ними не надо гоняться , как за мамонтом, не надо возделывать в поте лица, как хлеб. Пошел, собрал –вот и ужин готов! А если их еще и впрок запасти, то, считай, вполне безбедно устроился.
Таким образом, традиция употребления улиток в пищу нашим предкам была не чужда, пусть французы не задаются!
Очень просто и быстро.
Если кто не знает, как найти водопад Козырек, смотрите соответствующую статью в моем путеводителе.
Те же, кто знает могут идти привычным маршрутом по направлению к Козырьку, по оборудованной дорожке мимо столиков. На одной из полянок, сразу за столиком с навесом можно увидеть тропу отходящую вправо. Она ведет к Муловскому озеру. На деревьях будет бело-желтая маркировка.
В нескольких метрах дальше будет виден бревенчатый мостик. Это хороший ориентир. Увидели мостик - дальше не идем, поворачиваем направо.
Тропа пойдет справа от ручейка. Летом он пересыхает. А зимой достаточно полноводен. Идти вдоль ручья буквально 10-15 минут. Главный ориентир - скальный выход, пересекающий тропу. Таких выходов на ручье всего три. Шан-Коба на втором. Идти дальше не надо – мы почти у цели. Мы должны перейти реку. На противоположном берегу продолжение скального выхода. Достаточно сделать несколько шагов вдоль подножья скалы и вы увидете узкую щель, которая, расширяясь превращается в грот. Это и есть Шан-Коба.