На этот раз я предложу вам приятную и несложную прогулку в окрестностях Байдарской долины. Думаю, она придется по вкусу и любителям древней истории, и ценителям красот природы.
Место, которое предстоит нам увидеть имеет несколько названий. Наиболее употребимое – Сарджик. Под этим именем чаще всего фигурирует оно в краеведческой литературе. На обновленной карте-пятисотке можно увидеть сосем другое, довольно трудно выговариваемое название –Биюк-Кармызы. А от старых туристов-походников доводилось мне слышать еще одно – Бахчилар, ни разу, кстати, не встречавшееся на книжных страницах.

Сарджик-Бахчилар – это небольшой обрывистый мысок, как балкончик, нависающий над каньоном Черной речки. Здесь чудесные можжевеловые поляны, покрытые зеленым ковриком свежей травки и завораживающие пейзажи, открывающиеся с кромки обрыва. И чтобы увидеть всё это, вовсе не надо забираться куда-то в дальние дали. Пригородный автобус за час доставит путешественников в Байдарскую долину. Еще столько же времени потребуется для того, чтобы добраться до места.
Путь из Севастополя в Байдарскую долину начинается, как известно, на автостанции 5-й км. Садимся в автобус «Севастополь-Передовое», идущий через с. Широкое (часть автобусов идет через Широкое, часть – через Родниковое). Утром есть рейсы в 7-30 и 8-30.
От остановки в с. Широкое проходим немного по ходу движения автобуса пока не увидим развилку: от главной дороги влево отойдет боковое ответвление. Возле него старый дом, рядом с которым растет плакучая ива, а рядом металлический забор с остатками калитки. Выше на склоне просматриваются строения ферм и коровников. Сходим с дороги и ныряем в проем калитки. От калитки в сторону коровников тянется слабенькая тропка, поднимающаяся по склону горы. Идем по ней пока не выйдем за околицу села. Слева внизу будет виден пруд, впереди-справа белое строение с плоской крышей. Продолжаем подниматься. Если собьемся с дороги – не беда. Каким бы путем не шли мы вверх, рано или поздно выйдем на широкую грунтовку, плавно идущую вдоль склона. На грунтовке поворачиваем влево. Следующий ориентир – шлагбаум (на камне справа от него розовая метка). Вскоре за шлагбаумом дорога разделится на два рукава. Левая ветка - старинная дорога, некогда тянувшаяся от перевала Чертова лестница через Байдарскую долину, село Биюк-Мускомья (ныне Широкое), село Алсу и, в конце концов, выходившая к Севастополю. До постройки Южнобережного шоссе эта дорога была единственным путем, связывавшим Севастополь с ЮБК. По ней когда-то проезжал Пушкин, а несколькими годами ранее Мицкевич.

Но посещение «литературной» дороги не входит в наши сегодняшние планы. Нам направо. Наша ветка сделает петлю по склону г. Самналых и выйдет на перевал. На всём протяжении она будет оставаться такой же и широкой и удобной. Сначала дорога будет идти по лесу, потом через можжевеловое редколесье. По пути встретится ориентир – бетонный квартальный столбик(на нем цифра 51). После него дорога войдет в шибляковое редколесье и через некоторое время выйдет на полянку. Здесь, слева, через заросли кустов уходит вниз небольшая тропка. Возле неё к ветке кустарника привязана белая тряпочка. Это – тропа-сокращенка. Можно спуститься по ней. Если нет желания продираться через чащу, то продолжаем движение по дороге. Но дальше нужно быть внимательным, так как будет несколько развилок. Первая - почти сразу за полянкой. Выбираем левую ветку (возле неё малюсенький турик из нескольких камушков и пара тряпочек на деревьях). Дальше дорога пойдет на спуск. На следующей развилке - опять левый поворот. Спускаемся еще ниже. Наконец, уклон местности уменьшается и мы выходим на почти ровный участок. Сюда же придет и тропа-сокращенка, спустившись по заросшей ложбине. Продолжаем движение по дороге. На более слабые боковые ответвления не обращаем внимания, идем по основной. На первой развилке берем влево. Через некоторое время слева будет скальный выступ (его можно использовать как ориентир), а чуть дальше развилка. Выбираем левую ветку (возле нее на дереве привязан розовый полиэтиленовый пакет). Дальше дорога идет без особых перепадов высот, огибая верховья небольшой ложбинки (она справа). Наконец выходим к развилке из трех ответвлений. Одно из них отходит вправо, а в нескольких метрах дальше дорога делится на две части, одна из которых идет прямо, а другое начинает подъем вверх (дорога на Кучук-Тюз и Биюк-Тюз).
Нам нужно самое первое ответвление. Свернув на него, мы вскоре покидаем буковый лес и попадаем в можжевеловое редколесье с зелеными полянками и толстыми старыми можжевельниками. Справа от дороги привлекают внимание какие-то развалины – остатки строений, сохранившиеся от существовавшего тут в 13-15 веках укрепления. Чуть дальше встретится оборонительная стена, за века основательно занесенная землей и заросшая кустарником. Эта стена, в свое время усиленная тремя башнями, отсекала участок мыса площадью около 1,3 га. Еще несколько шагов по тропе и мы выходим на этот мыс.

Ну и народ эти древние! Что ни укрепление, то великолепная обзорная точка, как будто не для обороны они их строили, а для любования пейзажами.
Обогнем мыс по кромке обрыва, заглядывая на каждый свободный от растительности пятачок. И всякий раз увиденный пейзаж будет чуть-чуть другим. Природа расположила эти площадочки так, что с каждой новой «смотровушки» горы всё больше открывают свою красоту.
Грандиозный вид! Глубоко вниз обрывается теснина каньона, где-то на его дне различается изогнувшаяся тонкой зеленой змейкой Черная речка. Как же далеко до неё! А вокруг - горы! На противоположном берегу, прямо напротив нас – г. Большая с двумя вершнками: Оксек-Кая (585м) слева и Эли (594м) справа; дальше к западу - хребет Карши-Кая (458м). С «нашего» берега в долину вдается хребет Ланга-Кая, огибая который, река делает широкую петельку. Внизу видны остроконечные вершинки скал. Те, кто проходил Чернореченский каньон по низу, наверное, обращали внимание на своеобразный силуэт одной из них. Снизу она казалась высоким пиком. А глядя отсюда, удивляешься: так она же совсем внизу!
Последняя смотровая открывает вид на верховья каньона. Ближайшая из попадающих в поле зрения гор называется Асаране-Бурун. На ней так же как и на Сарджике, некогда был исар. До наших дней от него мало что сохранилось. Остатки некогда мощных стен за века занесло толстым слоем земли и их линия едва угадывается среди можжевельников и дубовых деревьев, пустивших корни в древнюю кладку. Вершина Асаране-Бурун не подарит путешественникам таких чудесных впечатлений, как уютный мысок Сарджика. Там нет просторных полянок и обзорных площадок – всё заросло сплошным шибляком. Но если уж исследовательский инстинкт требует забраться и туда, то лучше всего это сделать, начав движение от первой развилки, встретившейся после перевала. Помните спуск от полянки, где мы, обогнув Самналых, вошли в буковый лес? Маленький турик у начала спуска, чуть ниже – развилка. Мы свернули налево, продолжив движение вниз. А чтобы попасть на Асаране-Бурун, нужно поворачивать вправо - на подъем. Вскоре очередная развилка: наша дорога пересекается с грунтовкой. Никуда не сворачивая, переходим грунтовку и продолжаем идти дальше. За развилкой дорога может вызвать некоторые подозрения – не очень-то она явная, кое-где торчат прутики маленьких буков, а то и бурелом какой-то на пути валяется. Не смущаясь всем этим, продолжаем идти дальше. Через некоторое время плохая дорога превратится в хорошую тропу, которая приведет прямо к остаткам крепостных стен. Здесь огибаем стену и дальше продолжаем подъем напрямик через заросли: тропа у стены теряется.

Исар на Асаране-Бурун датируется 11-13 веком, то есть он немного старше Сарджика. Еще один исар находится в нескольких километрах ниже по течению. Это Чоргуньский, или так называемый Бибиковский исар. Как и вышеназванные, он расположен на левом берегу каньона. На правом укреплений, похоже, не имелось. Впрочем, однозначно утверждать никогда не стоит. Крымская земля, несмотря на свою кажущуюся исхоженность, скрывает еще немало тайн и продолжает удивлять неожиданными открытиями.







Hosted by uCoz
На Главную