По Календской тропе
к Чертовой лестнице

В большинстве путеводителей и на туристических сайтах Календская тропа описывается краткой и стандартной фразой: «Тропа начинается сразу за селом Подгорное и ведет к перевалу Чертова лесница. Это, собственно, не тропа, а широкая дорога, проложенная еще древними римлянами». Как все хорошо выглядит на бумаге и как непросто оказывается на практике! Все пространство леса в этом районе иссечено дорогами и тропами, тут и там разъезженные джипами колеи, от каждой развилки отходит как минимум по три ответвления, не хватает только надписи на камне: «Пойдешь направо – козленочком станешь!». В результате поход по Календской тропе может превратиться из приятной прогулки, обещанной путеводителем, в приправленную чувством досады утомительную беготню с одной тропы на другую.
Потому, руководствуясь чувством человеколюбия, предлагаю более подробное описание маршрута.

От севастопольской автостанции на 5-ом километре в 9-00 отправляется автобус на Передовое. Доезжаем до остановки Подгорное. Выгружаемся из автобуса и направляемся в сторону села по асфальтированной дороге. Не доходя до домов, сворачиваем на грунтовку, ответвляющуюся от дороги влево.
Уже тут начинаются первые трудности с поисками правильного пути. Руководствуйтесь таким правилом: первое ответвление дороги влево игнорируем, проходим мимо деревьев на полянку, пересекаем её до самого конца. От поляны отходит несколько дорог. Все правые ответвления игнорируем полностью. Прямо перед терновыми кустами влево-вниз пойдет тропа, спускающаяся к реке Календе. Если вы вышли к реке (летом вместо неё может быть сухое русло) – значит вы нашли нужную дорогу! Если же продолжая свой путь вы пройдете мимо бетонного столба с синей маркировкой, значит нужный поворот вы проскочили. От столба поворачивайтесь на 180 0 и идите на поляну, искать заросли терновника.
Но предположим, дорогу мы нашли. На первую половину пути у нас есть отличный ориентир – река. Она все время должна быть по левую сторону. Дорога будет идти то в нескольких метрах от русла, то на некотором удалении о него. Но река никогда не теряется из виду. Да, собственно, на этом участке и ответвлений никаких не будет. Дорога достаточно широкая. Сначала её окружает густой лес из тонких деревцов бука и граба, образующих труднопроходимые заросли. Справа вдоль всего пути торчат поросшие мхом камни.

Мы все время идем вверх, но подъем не тяжелый. Потом дорога на некоторое время выйдет на открытый участок на склоне горы со степной растительностью и кустами можжевельника. Здесь она сужается до ширины тропы. Затем снова уйдет в лес. Мы поднялись выше и тут лес уже другой – преобладают буки с примесью граба, подлеска практически нет, деревья стоят на значительном расстоянии друг от друга. Здесь наша дорога вновь расширяется и продолжает идти вдоль реки. Слева на берегу вы увидите туристскую стоянку с кострищем и бревнами, заменяющими скамейки. В сотне метров от стоянки нас ждет очередное затруднение. Здесь находятся верховья реки, образованной двумя (если не более), сливающимися ручьями. Наша дорога пересекает оба ручья. В этом районе сходятся не только ручейки, но и значительное количество дорог и троп. Сначала наша дорога раздвоиться. Причем, красные точки маркировки вы увидите на деревьях и у одного и у другого ответвления. Выбираем – левое. Через некоторое время дорогу пересечет широкая наезженная грунтовка. По ней наш дальнейший путь. Кстати, вскоре увидим уходящую влево широкую тропу. Если в этом месте свериться с картой, то покажется, что эта тропа - то, что нам нужно, уж слишком дорога забирает вправо. Это впечатление обманчиво. Тропа поднимается на гору и там теряется в зарослях, так что движемся по дороге. Идти по ней очень легко – она широкая и удобная.

Вскоре будет небольшой подъемчик с выступающими посередине дороги камнями – тоже хороший ориентир. За подъемом дорога опять пойдет вниз. Это может вызвать очередные опасения: нам-то вверх надо! Не переживайте – идем правильно. Вскоре опять развилка из 3 дорог. Выбираем среднюю. Проходим по ней совсем немного и обнаруживаем очередной ориентир – кормушку для косуль справа от дороги. Кстати, здесь, если повезет, можно увидеть и самих лесных обитателей. Проходим еще чуть-чуть вперед, там будет еще одна кормушка, другой конструкции, но уже слева. Влево, мимо кормушки, ответвляется очередная тропа – её игнорируем. Идем прямо, переходим разъезженную колею над промоиной. Через несколько минут выйдем на поляну, на которой справа увидим странное металлическое сооружение непонятного назначения. Затем дорога снова углубиться в лес и через несколько минут выйдет к сложенному из камней памятнику партизанам.

Вокруг памятника опять масса дорог. Нужная нам пойдет под углом 45 0 вправо. Один из её характерных признаков – отсутствие автомобильной колеи. Это хорошо утоптанная пешеходная тропа шириной около 1 м. Чуть ниже она станет еще шире и пойдет немного вниз. За 5 минут мы выйдем к перевалу. Выбравшись из леса, тропа уткнется в приличных размеров каменную глыбу. На неё можно подняться и полюбоваться пейзажами Южнобережья. Археолог Л. Фирсов писал в своей книге, как однажды собрал на этом камне целую коллекцию неолитических наконечников стрел и других кремневых орудий. Дело, правда, было в 60-х годах, и сейчас, надо полагать, там уже давно ничего найти невозможно.
Чтобы попасть на Чертову лестницу, огибаем глыбу справа. Здесь подсказкой путникам будет служить не мое описание, а нарисованные на камнях стрелки маркировки.
Спуск по самой Лестнице займет совсем немного времени - она невелика по длине. В верхней части её марши имеют значительную крутизну, идти придется цепляясь за ветки кустарников. Потом дорога выполаживается. Постепенно мы спустимся к старой Ялтинской трассе. Здесь нас ожидает очередная проблема с поиском дальнейшего пути. Лучше всего, выйдя на трассу, сразу свернуть вправо, минут 10-15 пройти по ней, а затем свернуть на боковое ответвление–серпантин, уходящее вниз. Серпантин, приведет в поселок Олива к автобусной остановке на новой Ялтинской трассе – конечной точке нашего путешествия. Отсюда не сложно уехать, как в сторону Ялты, так и в сторону Севастополя.
Тропами, начинающимися от небольшого партизанского памятника, расположенного слева, метрах в 15 от места нашего выхода на старую трассу, даже не пытайтесь пользоваться. Выглядят они очень соблазнительно, но в конце концов заводят в непролазные дебри с массой огромных валунов и колючей иглицей.