«Путь к храму не должен быть легким». Сказано точно про Иограф. Сюда, на высоту 1250 м, от Ялты ползти часа три. С севера, от Многоречья - столько же. На такой верхотуре десять веков назад построили храм. Не просто так построили, а еще и упрятали в пещеру. Вход был замаскирован самой природой, не виден ни сверху, ни снизу, ни с тропы, ни с яйлы. Его можно было обнаружить, лишь уткнувшись носом в черный проем.
Можно представить, как тысячу лет назад шли сюда прихожане. Поднимались к краю яйлы, переводили дух и по потайной тропке спускались под скалы. Зачем люди стремились сюда, разве недостаточно храмов внизу, в поселениях? Или может, чем выше, тем ближе к Богу, т ем слышнее молитвы?
В средние века на главной гряде было четыре таких высокогорных храма. Один здесь, на Иографе; второй в 10 километрах к западу - на Ай-Петри. Третий – в 12 километрах к востоку, на перевале Гурзуфское седло. Четвертый – на г. Басман. Впрочем, почему четыре? Возможно, их было больше – Крым полон белых пятен. Из четырех перечисленных лишь Басманский храм примыкал к поселению, все остальные были «оторваны от народа» и вознесены на верхотуру непонятно с какой целью.
В пещере сыро, за низким узким входом открывается просторная полость. Она похожа на округлый каменный мешок – в длину 18м, в ширину -10. Высота свода почти с трехэтажный дом. Когда глаза привыкнут к странному коричневатому полумраку, неожиданно ощущаешь чей-то тяжелый вопросительный взгляд Это -«Хозяин». Он смотрит с большого натека слева. Натек будто обработан скульптором: крючковатый нос, широкие скулы, островерхая шапка. У спелеологов бытует легенда (то ли шуточная, то ли они сами в нее верят), что в каждой пещере есть свой «хозяин». Он материализуется в нашем мире в виде натека, похожего на фигуру или лицо человека. Такие натеки попадаются на удивление часто. Кто бывал в Мраморке или Красной пещере с тамошними хозяевами уже познакомился. В Иографе Хозяин с характером, недоверчивый, смотрит придирчиво. Оно и понятно: иные посетители так и норовят нагадить в его владениях: то бутылку оставят, то консервную банку бросят.

Натек с физиономией Хозяина отделяет от зала узкую нишу, её часто называют алтарем и…. ошибаются. Это в пещерных городах алтарь выбивают в скале. Здесь все по другому. Иограф - не пещерный храм, а храм в пещере. Да, да, именно так! Прямо в пещере, слева от входа стоял домик., совсем крошечный, почти игрушечный. Размер внутреннего помещения 2,2 х 1,2. Похоже, возводили его из того, что было под рукой. В кладке встречается и бут, и куски сталагмитов, и туфовые детали. Скрепляли весь этот винегрет то глиной, то известковым раствором. Сверху постройка перекрывалась двускатной крышей. Внутреннее убранство было небогато, даже аскетично: стены покрытые однотонной штукатуркой без всяких следов росписи, маленькое оконце в алтарной части. А вот икона там была знатная, из резного мрамора. В конце 19 века среди завалов был найден ее фрагмент с изображением лика младенца Христа - тонкая, искусная работа. Сейчас находка хранится в ялтинском краеведческом музее.
Один угол домика был надстроен прямо на натек возле ниши, как бы опираясь на него. Но сама ниша находилась вне постройки, потому служить алтарем просто не могла. У нее была своя, не совсем понятная нам, но, явно, очень важная сакральная роль. Тут производились какие-то религиозные действа. Ниша разделялась на две части каменной перегородкой. На скалах сохранились остатки известкового раствора и отпечатки каменных блоков. Похоже, что эта перегородка смыкалась с абсидой (алтарным выступом) храма, преграждая доступ в одну половинку ниши. Вторая оставалась открытой. Там, на стенках, археологи обнаружили много крестоообразных граффити (процарапанных изображений), а на полу - монеты 15-начала 17 века.
У храма была долгая жизнь. Его построили в конце 9- начале 10 века, а может и немного раньше - найденные в пещере осколки кровельной черепицы многие ученые датируют 8 веком. На протяжении нескольких сотен лет тянулись сюда паломники. Приходили, молились и снова спускались вниз, в теплые, цветущие долины. На Иографе не было монастыря. Разве лишь, какой-то одинокий нелюдим жил одно время поблизости. В сотне метров от пещеры, в скале, заметна черная щель – вход в Иограф2 или «пещеру отшельника». Это длинный, довольно неудобный лаз, с несколькими расширениями. Судя по сделанным там находкам, он когда-то служил кельей.
Пещера отшельника – единственное обиталище в окрестностях, вокруг ни единой души на многие километры, никаких следов хозяйственной деятельности! Старые книги упоминают еще о находившемся близ храма кладбище. Но следов его не обнаружено. Где оно размещалось и с какой целью было устроено вдали от поселений неизвестно.
Исследователи полагают, что храм на Иографе был чем-то наподобие греческих эксоклисий– церквей, построенных где-то в глухомани, куда шли в минуты душевной скорби, сомнений, в поиске уединения. Экзоклисии не возводили по указке иерархов, или «монаршей милостью». Их строили своими руками простые труженики, кто по обету, кто по велению души.

Финал существования пещерного храма был тихим. Его не разрушали иноверцы, не сжигали завоеватели. С конца 15 века, Крым стал вассалом Турции и христианам становилось на полуострове все неуютнее. Народ стал реже появляться на Иографе. Храм постепенно опустел, и был заброшен. Покинутая постройка простояла в пещере несколько веков и исчезла буквально на глазах поколения наших прабабушек. Она еще упоминается в путеводителях конца 19-начала 20 века. В 1860-70х годах художник Струков сделал ее зарисовки. Памятник был тогда почти цел. Но пару десятилетий спустя, он был полностью разграблен, пол перекопан, пастухи загоняли в пещеру скот. Во время Великой отечественной войны партизаны использовали ее в качестве наблюдательного пункта. В общем, ко второй половине 20 века от постройки не осталось даже намека.
Археологи Иографом долго не интересовались. После исследований Е.И. Висниовской в конце 19 –начале 20 века, никаких системных работ в пещере не проводилось вплоть до 2000-х годов. В 2011-2013 г здесь работала экспедиция под руководством Н. Туровой . Сенсационных находок не было, но собрано много подъемного материала, уточнено местоположение храма.
До сих пор загадкой остается название памятника. Самая распространенная (с подачи известного краеведа 19 в . Х. Кондараки) трактовка: «Иограф»- это искаженное «Евграф». То есть храм св. Евграфа. Но почему «Евграф», если в старых источниках он упоминается как храм св. Вознесенья?
Тот же Кондараки дает альтернативный вариант: «ев»- «дом, жилище» (тат), «графо» -«пишу»(греч)., то есть расписанный дом. В литереатуре можно встретится и с объяснением, обращающем внимание на созвучие слов «Иограф» и «агиограф». Агиографом греки называют не только составителя житий святых, но и иконописца.
Вторая загадка – что было в Иографе раньше, до храма? Его соседи на Ай-Петри и Гурзуфском седле возникли на месте языческих капищ, а вот Иограф, похоже не имел никакой предыстории. Следов отправления древних культов здесь нет. Зато есть интригующие находки. Например, фрагмент керамического сосуда, аналогичный сосудам эпохи поздней бронзы - раннего железа, и несколько кремневых орудий, относящихся к мезолиту - раннему неолиту. Похоже, пещера была известна очень давним пращурам. Известно, что Иографом интересовался Мережковский - первооткрыватель палеолита в Крыму. В 1880 г он проводил тут какие-то исследования, но результаты их неизвестны. Отчеты так и не были опубликованы.
Так что, возможно, нас еще ждут открытия.

литература

1 Турова Н. П. Средневековый пещерный комплекс хребта иограф над г. Ялтой. Стр 93-130. МАИАСК вып.6. Симф- Тюмень 2014г 2.Архимандрит Григорий (Зумис) - Люди Церкви, которых я знал –Киев. 2013
З. Днепровский. История с «Географией»


На главную