Из окна автобуса, подъезжающего к Ялте с запада, хребет Иограф отлично виден. Прямо от многоэтажек он поднимается к самой кромке яйлы. Только, если с вами едут новички, не надо тыкать их носом в окно: «посмотри, Ваня, вот по этой штуке мы сегодня будем подниматься на самый верх». Иначе получите «бунт на корабле». Пускай лучше пребывают в счастливом неведении.
Прежде чем мы окажемся на этом могучем гребне, нам предстоит преодолеть малоэстетичную полосу препятствий, именуемую ялтинской помзоной. Это скопище ангаров, сараев, складов и прочих хозпостроек. Здесь масса дорог и развилок, среди которых непросто выбрать нужную.
Обычно подниматься рекомендуют от остановки «Бакалея». Мы случайно нашли немного другой вариант: вышли на остановке «10-й микрорайон», перешли на противоположную сторону улицы и двинулись вдоль дороги в направлении центра города.
Сначала был асфальт, потом начались подпорные стенки. Пришлось идти по обочине проезжей части. Увидев какой-то лаз через стенку, мы с радостью им воспользовались и оказались на тропе. Она вывела на асфальт, ведущий в промзону.
Дальнейшая схема движения стандартна.
Первой ключевой точкой будет развилка метрах в 50 от магазина «уют-центр». На развилке масса щитов с рекламными надписями. Нам надо налево. Дорога пойдет вверх с довольно резким уклоном. Следующая развилка у собачьего приюта. За забором стоит такой неумолчный лай, что выносятся все мозги вместе с их содержимым.
У приюта надо свернуть налево, между приютом (будет слева) и глухой стеной из инкерманских блоков (справа). Чуть поднявшись, увидим поворот влево, на грунтовку. Вдоль зарастающей грунтовки понатыкано несколько бетонных канализационных люков (хороший ориентир). Далее поворачиваем направо и поднимаемся вверх до первой развилки. Это важная ключевая точка: «развилка с будкой». Заброшенная будка без окон, без дверей, но с проемами для всего этого, видна слева между сосен.
Тут внимательно! Ни левая, ни правая грунтовки нам не нужны. Между ними, за сосной, начинается тропа, взбирающаяся вверх на гребень. Это и есть так называемая гребневая тропа. Она хорошо набита, не ветвится и даже местами помечена маркировкой (две белых и 1 синяя полоса).
Вторая ключевая точка – смотровая. Видно с нее во все стороны. Впереди Ялта и море; слева Ай-Петри и Ставри-Кая; справа хребет Кизил-Кая. Его и Иограф разделяет ущелье реки Темиар, тоже популярное у самодеятельных туристов.
Рядом с основной смотровой есть еще одна, нижняя. Ее можно и не заметить, а она посимпатичнее основной. Здесь и сосенки есть, и камень для фотосессий.
Спуск на нее будет слева (если стоять лицом к Кизил-Кае), между смотровой и гребневой тропой.

Возвращаемся на тропу и продолжаем подъем. Подходим к скальничку. Тут может показаться, что тропа потерялась. На самом деле она просто ушла на скалу. Там, где тропа подступает к камню, видны две сероватые точки. Они отмечают меcто, где надо лезть. Подъем очень легкий, не требует ни веревок , ни особых навыков. Вскарабкавшись, снова увидим тропу.
Третья ключевая точка – пересечение нашей тропы с грунтовкой. Грунтовка – это так называемая Узеньбашская тропа. Здесь она делает виток серпантина, изменяя направление на 180 , а наша тропа пересекает ее на изгибе и снова стремится на гребень. То есть, нам или вправо или прямо. Оба варианта потом сойдутся, только первый длиннее и положе, второй короче и круче.
Снова подъем, сначала почти без уклона. Тропа плавно идет по западному склону Иографа, потом входит в лес и начинает серпантином взбираться на гребень.
Наконец площадка, на которой можно отдохнуть. К сожалению, обзор загораживают сосны.
И снова вверх! Край яйлы уже близко.
Перед самым выходом будет развилка. Левую ветку игнорируем. И через10-15 минут выходим под скалы к большому туру возле засохшего дерева.
Отсюда к пещере надо немного спуститься. Тропа видна – она одна идет вниз, под второй скальный уступ. Сначала увидим щель в уступе - это Иограф 2 или «Пещерка Отшельника», нам дальше. Наконец, обогнув выступ, в скале увидим проем входа.
После осмотра пещеры возвращаемся к туру у сухого дерева. Отсюда до кромки яйлы буквально 15 метров подъема.

Хронометраж

- вышли на выступ гребня 12-56
-ушли с выступа гребня – 13-16
- последняя развилка на тропе -13-23
. - вышли под скалы к туру и тропе на пещеру -13-34.