Генеральское-Тырке-Хапхал.

Однодневный поход

Знаменитое своей дикой красотой Хапхальское ущелье не входит в официальный перечень посещаемых достопримечательностей Крыма. Здесь не проложено плановых маршрутов. И тем не менее, люди шли и будут идти сюда, к верховьям Хапахала, чтобы спуститься вниз по едва заметным малохоженным тропам. Красота манит в эти места тех, кого не пугают ни трудности долгого пути, ни куртизна склонов.

Очень редко кто-либо решается пройти ущелье снизу вверх. Делают это либо те, кто хочет испытать себя на прочность, либо те, кто плохо изучил карту и не имеет представления об уклонах в верхней части ущелья. Остальные, нормальные, люди по Хапхалу предпочитают спускаться. Это мероприятие чаще всего включают в план многодневок. Об однодневных походах через Хапахал слышать почти не приходилось. Тем не менее, это не значит, что однодневка тут принципиально невозможна. Если есть возможность добраться в село Генеральское собственным транспортом, значит ПВД с посещением Хапхала становится реальностью. Важно лишь рассчитать свои силы, ведь сначала предстоит затяжной, почти трехчасовой подъем, на Тырке-яйлу, а потом весьма непростой спуск. Пожилым, неподготовленным людям и малышам такой поход не рекомендуется. Кроме того, нужно постараться добраться к исходной точке пути пораньше. В запасе нужно иметь не менее 7 часов времени.
Маршрут наш начинается в с. Генреальское, неподалеку от водопада Джур-Джур, затем совпадает с тропой 147-го планового маршрута, далее проходит по кромке Тырке-Яйлы, и на закуску нас ждет спуск в Хапхальское ущелье. Конечная точка – уже знакомый Джур-Джур.

Итак:

От центральной части поселка, движемся по асфальтированной дорожке, поднимающейся к Джур-Джуру.
Проходим до конца площадки, где продают сувениры, сворачиваем за последним ларьком вправо (влево, куда движутся все отдыхающие, нам не нужно – там платный вход на Джур-Джур), спускаемся по тропке к реке, пересекаем русло и по той же тропе продолжаем путь вверх. Слева от нас проволочный забор, ограждающий окрестности водопада от безбилетных посетителей. Вскоре выходим к грунтовой дороге. На её противоположной стороне видна поляна. Пересекаем поляну и попадаем на маркированную тропу, ведущую вверх. Маркировка старая, но вполне различимая. Через некоторое время увидим развилку с двумя одинаково натоптанными ветками. Наша - левая. Дальше, во всех спорных местах, обязательно ищем маркировку, так как есть такие развилки, где кажется нужно идти прямо, но маркировка указывает на поворот, и ей нужно верить. Примерно через час выйдем на поляну с каптированным родником. Это – родник Калявату. Каптаж сделан в виде небольшого белого домика.

От поляны вверх тропа очень хорошо натоптана. На подъеме, там, где она будет делать поворот, не забудьте заглянуть на смотровушку. К ней, вправо, ведет тонкая тропка. Буквально 10 шагов, и перед вами Хапхальское ущелье во всей красе. Со смотровушки возвратитесь обратно на тропу. Она здесь делает левый поворот и через пару минут выходит к красивой просторной поляне Гунар, с которой открывается отличный вид на склоны Кара-Тау. Тут важно не пропустить ответвление влево. Его очень легко проскочить, так как любуясь пейзажем, вы будете смотреть в противоположную сторону.
Сворачиваем на ответвление. Снова подъем, потом набольшая поляна. Наконец выходим на грунтовку. Поворачиваем налево. Идем до первого правого поворота. Там - небольшой турик. Сворачиваем. Пусть вас не смущает, что маркировка уходит дальше. Маркированная тропа, сделав крюк, выйдет на смотровую на поляне Гамбич-Тогай (чуть ниже верхнего обрыва Тырке) и потом спустится туда же, куда приведет и наше ответвление. А приведет оно к развилке у большого квадратного камня.
На этой развилке левая дорога – это и есть «возвратившаяся» маркированная тропа. Нам же нужна правая. Она выводит на плато Тырке.

Кстати, как-то мы, выйдя на поляну Гамбич-Тогай, поленились возвращаться к развилке с камнем и решили штурмовать склон Тырке напрямую. Минут через 15 уже стояли на кромке. Но повторять подобное я вам не советую, да и сама больше туда не полезу, так как на самом финишном участке нас ожидало натуральное скалолазание. Участок небольшой – всего 4 метра, но под ним обрыв метров 10. С тяжелыми рюкзаками такой подъем может быть очень опасен. Так что лучше, всё-таки, обойти.
На плато поворачиваем налево и идем вдоль склона. Это очень красивая часть маршрута. Возможно, кто-то на подъеме думал: « черти меня сюда понесли!». Но достаточно одного взгляда с обрывов и он поймет насколько был неправ. Хапхал всё время перед нами и с каждым шагом он становится ближе. Наконец, мы пройдем мимо крутого кулуарчика, в левом борту которого заметен вход в небольшую пещерку, а на правом торчат две скалки, похожие на заячьи уши. Возле кулуарчика кто-то сложил небольшой турик. Непонятно, что он отмечает: спуска тут нет. Зато фотографии в этом месте получаются красивые. Продолжаем двигаться дальше и вскоре выходим к следующему кулуару, возле которого также имеется тур. Добавьте в турик по камешку, ведь он указывает реально существующий путь в Хапхал.

В верхней части кулуара просматривается что-то наподобие слабой тропки, но дальше она теряется под слоем накопившейся за много лет опавшей листвы. Исчезновение тропы не должно нас пугать. Движемся по тальвегу кулуара. Иногда это будет непросто – листва очень скользкая, да к тому же толщина слоя такова, что запросто по колено проваливаешься. Пригодятся на спуске палки, к счастью, они тут в достаточном количестве. Кое-где придется ехать, культурно выражаясь, на собственных брюках. В других местах можно идти, но скорость такого передвижения будет очень незначительной. Иногда ехать даже выгоднее – быстрее продвигаешься вперед. Главное только, не разгоняться слишком сильно, тут всё-таки не санная трасса.

Аттракцион для любителей острых ощущений закончится минут через 40. Снизу начнет доноситься шум воды и вскоре перед нами покажутся первые, еще слабые водопадики. Словно из ниоткуда возникнет тропа, плавно скользящая вдоль русла. Далее нас ожидает приятная экскурсия по Хапхальским водопадам. Чем дальше вниз, тем положе тропа и полноводнее водопады, которые встречаются тут чуть ли не через каждые 20 метров. Самый впечатляющий из них – Большой каскад. Высота его в разных источниках дается по разному: от 40 до 60 м. На фотографии он выглядит куда скромнее, чем вживую. На самом деле – это что-то непередаваемое. За большим каскадом местность становится почти совсем пологой, а тропа заметно шире. Увеличивается и количество народу, снующего по ущелью. Тропа на этом участке переходит на правый борт. Потом, нужно будет снова перебраться на левый. Удобнее всего это сделать в том месте, где русло завалено многочисленными бревнами. От переправы совсем недалеко до так называемых «Щёк», которыми любят пугать новичков. Скажу честно, пугают зря. Вдоль скалы на левом брегу идет отличная «колея». Проходится, как по проспекту. На скале есть кусты и деревья, за которые можно придерживаться.
Сразу за Щеками идиллия дикой природы заканчивается. Шумные отдыхающие, решившие после посещения Джур-Джура пополнить свои знания о местных достопримечательностях, добираются и сюда. «Щеки» пока еще служат некоторой преградой, предохраняющей ущелье от набегов диких орд (не дай Бог, кто-то додумается соорудить тут мостик!).
До Джур-Джура добираемся за 10-15 минут. Если идем в межсезонье, его посещение будет стоить нам 00-грн, 00-коп. Но летом и со стороны ущелья иногда дежурят охранники и за проход придется платить.

Итак, на спуск по Хапхалу ушло около 2,5 часов. На весь поход - около 6,5.

Краткий хронометраж спуска по Хапхалу.
- начало спуска - выход к руслу (первые водопадики) –-40-50 мин.
- выход к руслу (первые водопадики) – Большой каскад – 50-60 мин
- Большой каскад - «Щеки» -20-30 мин.
-«Щеки»- Джур-Джур – 15 мин.