Начальная точка – продуктовый магазин «Мария» в селе. Его надо обойти справа и идти вверх по улице. Первая развилка будет прямо в поселке, берем левее. Вообще, хороший ориентир зеленая труба слева от дороги. Пока идем по поселку, она все время должна быть рядом. По пути, на одном из витков серпантина, справа, откроется вид на скалу-останец Красный камень. На ее плоской вершине сохранились остатки стен средневекового исара, а у подножья нынче выращивают сырье для уникального вина «мускат белый красного камня». Но отвлекаться от основного маршрута, мы не будем, нас ждут места более интересные.
Следующий ориентир – заброшенный карьер. Карьер маленький и его можно принять за какой-то котлован. Он находится сразу за последними домами. Обойти карьер можно двумя способами. У таблички указателя « Красный камень 400м. тропа Роман-Кош - 600м» свернуть направо, затем, не доходя до дома, налево, чуть подняться по тропе в лес, снова взять левее и пересечь русло временного потока. Вскоре окажемся на грунтовке уже над карьером. Этот путь короче, но «буерачнее». Можно обойти карьер слева. В этом случае на табличку не реагируем, проходим выше по асфальту и у шлагбаума со щитом «ялтинский горно-лесной заповедник» забираем вправо, за шлагбаум. Дальше – вверх по серпантину.
Оказавшись над карьером, надо найти родник (координаты N44 34,1437 E 34 16,4324) . О том, что это родник , можно догадаться только по чавкающей под ногами влажной земле. Сам он заключен в бетонный каптаж, накрыт крышкой и огорожен синим забором. Если мы шли по вар. 1, с грунтовки сворачиваем вправо, а если по вар. 2 – влево и очень быстро выходим к синему заборчику.
От родника идем вперед и ищем четкое правое ответвление с красной маркировкой. Это начало так называемой Артековской тропы. На каждой развилке она промаркирована красными метками и стрелками.

Дальше можно идти и без моего описания. Но на всякий случай сделаю пару подсказок.
-Развилка 1 (N44 34,4564 E 34 15,9443) –поворачиваем вправо.
-Развилка №2. (N44 34,6617 E 34 15,7342) идем прямо
- Проходим мимо родника, в викимапии обозначенного номером 362. (координаты N44 35,3670 E 34 15,6150). Он слева от тропы, довольно слабый.
-Развилка №3– вправо
Выше развилки начинается бурелом, где тропа почти не видна . Ориентироваться помогают красные метки на деревьях . Через бурелом поднимаемся к нижней Артековской поляне. От нее вверх идет грунтовка на верхнюю Артековскую поляну и потом к перевалу Гурбет-Дере-Богаз (Гурзуфское седло. 1348мнад у.м.), разделяющему Гурзуфскую и Бабуган яйлы. Там, у шлагбаума, начинается территория КПЗ и велик риск нарваться на лесников. Чаще всего именно в районе шлагбаума и «пасут».
Длинное название Гурбет-Дере-Богаз перевод имеет довольно странный. Слова «дере» и «богаз» переведет каждый турист (первое- овраг, второе- проход, перевал), слово «гурбет» переводится, как «изгнание, чужбина».
В 80-х годах 20 века , в окрестностях перевала археологи обнаружили остатки святилища, функционировавшего с 3 в до н.э. по 3 н.э.. А в средние века неподалеку находился христианский храм. В отличие от предгорий и ЮБК, где церквей имелось множество, высокогорье не изобилует культовыми памятниками. Поближе к богам вознеслись всего три храма: на Ай-Петри, на Иографе и здесь, на Гурзуфском седле.
От Гурзуфского седла, продолжая движение по дороге, можно дойти до высочайшей точки Крыма – г Роман-Кош (1545м).

Хоронометраж
9-00 – магазин «Мария»
9-28 табличка «Красный камень-400 м…»