Аных-Сырт – гора одной достопримечательности. Таинственные «солнечные часы» – единственное ради чего сюда стоить подниматься. Разумеется, виды со скал здесь неплохие, но всё то же самое можно увидеть с любой близлежащей вершинки. А вот «часы» - загадка.
Никто даже не знает, действительно ли это часы. Просто есть на скале рисунок: окружность размером с тарелку. В центре выемка от которой расходятся 12 лучиков. Все это выбито на камне прямо у кромке обрыва. Когда, кем, с какой целью? Неизвестно. Но если на углубление в центре поставить какой-либо предмет, рисунок начинает «работать», как солнечные часы. Хотя, относительно нашего времени они немного фальшивят. Тень от гномона в 12 часов не идеально совпадает с черточкой. Возле «часов» ряд каких-то лунок, похоже, тоже искусственных.
Вы не прочитаете об этом месте в книгах; в книгах о нем не написано. И на интернет особо не надейетесь, он выдаст только одну достойную внимания ссылку - сайт геокешинг
. Это единственное упоминание о непонятном петроглифе. Возможно, автор заметки и является первооткрывателем, а , возможно о нем и раньше кто-то знал.
Хотелось бы услышать « глас науки» но он пока молчит. А мы ждем и теряемся в догадках.

Как добраться

Добраться не сложно. В Бахчисарае маршруткой № 1 или 2 доезжаем до Староселья. Выходим на конечной (район Успенского монастыря), но идем не вверх, а прямо, по ул. Басенко. Проходим до развилки в центре поселка. Слева стеной тянутся скалы Салачик-Каялар, впереди и чуть справа возвышается скалистый нос Беш-Коша. Между ними – долина Кучук-Ашлама. По сельской улице входим в долину. По ее днищу идет грунтовка без ответвлений. На геокешерском сайте точно указаны ориентиры: сначала мы должны пройти мимо газопровода (слева увидим трубу, спускающуюся с обрыва, справа - табличку «газ»). Потом пройдем мимо построек лесничества. У домов есть собаки. Они за забором, но осторожность лишней не будет.
За лесничеством грунтовка выйдет к развилке с указателем. Четко видны дороги налево и направо. А нам нужна тропа, между нашей грунтовкой и дорогой направо. Дальше она станет четче и превратиться почти в грунтовку, что, вообще-то, странно: кому и зачем надо сюда ездить? Минут через 15 движения по лесу выйдем к обрывам. Растительность станет реже, а дорога сменится узкой, местами исчезающей тропой. То, что тропа теряется, нас не должно смущать: главный ориентир – обрыв. Идём не отдаляясь от него. Искомая точка находится чуть дальше вершины. Надо полагать, что когда-то на вершине стоял триангулятор. От него остался отрезок металлической трубы, торчащий из земли. Это – еще один ориентир. Чтобы увидеть часы, надо пройти от остатков триангулятора еще метров 15. Искать рисунок надо на одном из выступов обрыва. Как раз после этого места тропа исчезает, уткнувшись в заросли. Размер «часов» небольшой, потому надо внимательно смотреть на камни, а еще лучше, запомнить по фотографии, как выглядит мыс с «часами».