Что такое Ай-Петри


Кто не знает Ай-Петри! Её зубчатый силуэт, гордо венчающий пейзаж в окрестностях Алупки, знаком каждому, кто хотя бы раз побывал в Крыму. Но мало кто знает, что Ай-Петри – это не только вершина с зубцами, куда в летний сезон устремляются массы отдыхающих. Ай-Петри – это огромный горный массив, протянувшийся с запада на восток на 25 км, а с севера на юг на 13 км и включающий не одну, а несколько вершин.

Гости полуострова, впервые попав на Ай-Петри, удивляются, когда вместо ожидаемого альпийского пика или чего-то наподобие, видят раскинувшееся вокруг равнинное пространство. Такие обширные плато, называемые яйлами (по-татарски – «летнее пастбище») – характерная особенность Главной гряды Крымских гор. Поверхность яйлы представляет собой холмистое плато с возвышающимися над ним отдельными вершинами. Наиболее значительные из таких вершин, относительная высота которых достигает 200-250 м, имеют собственные названия. На Ай-Петринском массиве это – Рока, Бедене-Кыр, Ат-Баш и др. Среди них, конечно же, и вершина Ай-Петри, украшенная знаменитыми зубцами и давшая название всему массиву. Высота её

1234 м (такая вот, легко запоминающаяся цифра). Эта часть массива – остаток древнего кораллового рифа, развивавшегося в далекие геологические эпохи на мелководье теплого моря. Мощность коралловых известняков здесь достигает 600 м. Сами же зубцы – результат выветривания рассеченного трещинами известнякового монолита. Четыре самых крупных зубца имеют размеры от 12 до 15 м, а между ними - россыпь более мелких. К западу отсюда рифовые известняки сменяются слоистыми, и уже в окрестностях скалы Шишко (там, где трасса Ялта –Бахчисарай выбирается на плато), под ногами совсем иная горная порода.
Известняки, как коралловые, так и слоистые – легко карстующиеся породы. Потому поверхность всех без исключения крымских яйл буквально испещрена карстовыми формами рельефа. Ай-Петринский массив, конечно же, уступает по количеству подземных полостей Чатыр-Дагу и Караби, но и не лишен своих спелеологических достопримечательностей. Здесь находится вторая по глубине в Крыму шахта Каскадная, уходящая под землю на 400 м. Две пещеры – Трехглазка и Геофизическая расположены совсем недалеко от станции канатки. До оборудованной Трехглазки всего 300 м. На дне этой полости, глубина которой 26 м, до середины лета сохраняется снег, попадающий сюда зимой. В конце 19-начале 20 века местные жители зарабатывали тем, что возили такой, добытый в яйлинских полостях, снег на телегах в Ялту, где он пользовался спросом. Холодильников тогда еще не было и снег использовали для хранения продуктов. В телегах под слоем соломы снежные глыбы успешно доезжали до потребителя, несмотря на летнюю крымскую жару.

Наиболее интенсивно закарстованный район на Ай-Петри– участок между г . Мердвен-Каясы и Ат-Баш. Здесь более 200 карстовых полостей и более 1300 воронок.
По Ай-Петринскому массиву проходят многочисленные туристические тропы. В нескольких километрах от зубцов находится исключительно живописное урочище Таракташ. Через него идет так называемая Таракташская тропа, по которой за 1,5-2 часа можно спуститься к Ялте (в район Поляны Сказок). Таракташская тропа - самый короткий из существующих спусков с Ай-Петри на Южный Берег.

Таракташ, в переводе с татарского, означает «каменный гребешок». Гребешок - это длинный каменный «ломоть», когда-то, очень давно, отколовшийся от обрыва и сползший немного вниз. Словно причудливых очертаний каменная стена возвышается здесь. Между ней и кромкой массива – уютное, поросшее соснами понижение, с небольшой скалкой посередине - Таракташской Тумбочкой. Слоистые известняки, слагающие стену, под воздействием выветривания приобрели причудливую форму, и сама стена кажется изборожденной горизонтальными полосами, точно по ней прошлись гигантскими граблями. В литературе её часто сравнивают со слоеным пирогом-наполеоном. На протяжении стены чередуются выступы и понижения – окна. На некоторые из этих окон несложно забраться. Любоваться окрестностями, сидя на таракташском «окне», это нечто не поддающееся описанию! Это надо ощутить самому. Потому, если будете на Ай-Петри, не пожалейте лишнего часа времени и сходите на Таракташ. Спускаться по тропе не обязательно, можно потом вернуться обратно к канатке или оставленной на стоянке машине.

















Люди


Ай-Петринская яйла привлекала человека давно. Еще в раннем палеолите (около 100 000 лет назад) сюда наведывались неандертальцы. Их привлекали изобиловавшие дичью яйлинские степи, где водились пещерный лев, сайга, бурый медведь, корсак, дикий кот и много другой живности.

Непосредственно на самой яйле неандертальцы не жили, предпочитая более благоприятные, в климатическом отношении, долины. Сюда поднимались лишь для охоты.
Начиная с мезолита (10-8 тыс. лет назад) на яйле появляются временные поселения. Охотно селился здесь человек и в неолите. Это так же были поселения охотников, промышлявших оленей, косуль, кабанов. Стоянки тяготели к источникам пресной воды или временным озеркам – голям, где в карстовых понижениях имелся слой водонепроницаемой глины, задерживавший дождевые воды, а так же к перевалам, ведшим на ЮБК. Свидетельство популярности этих мест у людей древних эпох – большое количество кремневых орудий, находимых на плато. Особенно крупными являются стоянки у Ат-Баша и в урочище Балин-Кош,на западном склоне г. Бедене-Кыр.
Балин-Кошская стоянка была найдена случайно – в начале 20 века трактором распахивали луговину под посадку картофеля. Плуг вынес на поверхность большое количество кремневых орудий, до того прятавшихся под слоем дерна. Здесь было найдено, в общей сложности, 12 000 кремневых ножей, скребков, нуклеусов и других предметов. Особый интерес представляют три камня с гравированным орнаментом в воде полос, зигзагообразных фигур. Один из них – окатанная галька, два других – плоские куски глинистого сланца. Возможно – это предметы культового назначения. Бросается в глаза их сходство с австралийской чурингой – камнем –«двойником» человека. Чурингу, сделанную колдуном, получал каждый взрослый член племени и потом хранил её в тайном месте. Австралийские аборигены верили, что завладев чьей-либо чурингой, можно было обрести власть над жизнью и смертью этого человека. По мнению этнографов, подобные верования были широко распространены ранее по всему Земному шару. Возможно, камни из Балин-Коша – такие же «чуринги» наших давних предков. Есть у этих камней и сходство с раскрашенными гальками, часто находимыми на стоянках зарубежной Европы.
Другая интересная находка – сосуд, похожий на греческий светильник. А так же остатки грубой слабообожженной керамики – сосудов с заостренным днищем. Они встречаются и на Ат-Баше, и на Балин-Коше.
C 1 тысячелетия до н.э. плато пустеет, люди переселяются в долины, на склоны гор. Пустынными были яйлинские просторы и в античную эпоху, и в средние века. В районе зубцов в средние века существовал небольшой монастырёк с храмом, посвященным св. Петру. «Ай-Петри» переводится с греческого, как «Святой Петр». После того, как монастырь пришел в запустение, яйла окончательно обезлюдела. Климат здесь не курортный, условия суровые.

В конце 19 века через Ай-Петринское плато пролегла дорога, связавшая Ялту с расположенными за грядой долинами. Строительство дороги было очень непростым делом – вели её почти 30 лет, окончив в 1894 году. Особенно сложным был участок между 17 и 22–км, где крутизна склонов достигала 60-80 0. Здесь дорогу врезали в склон серпантином. Сложность постройки отметил сам император Алекскндр 2 и по его повелению одна из примечательных скал на яйле была названа именем инженера, создавшего это чудо. Так появилось на карте новое название – скала Шишко. Расположена она в том месте, где трасса выходит на плато. Путешествующие на машинах обычно делают здесь остановку и любуются пейзажами со смотровой площадки (высота 1182м над у.м.). Кроме дороги Ялта-Бахчисарай, инженер Шишко построил также нижнюю магарачскую дорогу в Никитский сад и первый водопровод Ялты. За заслуги он был выбран потомственным почетным гражданином города. Ну, а трасса через Ай-Петри с тех пор существует почти в неизменности., её лишь заасфальтировали.

Почти сразу после постройки дороги, на Ай-Петри появился первый очаг жизни – метеостанция. Она была основана в 1895 году как филиал Пулковской физической обсерватории. Здесь проводились не только метеонаблюдения, но и работали специалисты в таких областях как гидрология (Д.И. Кочерин), астрономия (А.Н. Ганский и Г.А. Тихов), ботаника (Е. В. Вульф), зоология (И.И. Пузанов). Сегодня на Ай-Петри не одна, а три метеостанции. Две другие расположены в котловине Беш-Текне и в урочище Ай-Димитрий. Обе основаны в 1963 году Ялтинской гидрогеологической и инженерно-геологической партией министерства геологии УССР. Главной целью их создания было изучение водного баланса трещинно-карстовых вод.
Еще одно заметное сооружение – несколько белых куполов на горе Бедене-Кыр (Перепелиная гора 1320 м), которые видны даже с г Бойка в окрестностях Соколиного. Его часто называют обсерваторией, хотя на самом деле это военная радиолокационная станция.

За последние годы к этим постройкам, бывшим еще лет 20 назад единственными точками цивилизации на Ай-Петри, прибавились многочисленные заведения обслуживающие туристов и отдыхающих. Свою популярность, в качестве туристического объекта, Ай-Петри приобрела задолго до наших дней. Еще в конце 19 века было модно совершать восхождения из Алупки на её зубчатую вершину. Тогда же зародилась и традиция встречать рассвет на Ай-Петри. В дореволюционные годы к услугам отдыхающих была небольшая гостиница «Ай-Петри» с ресторанчиком. Георгий Москвич, автор известного путеводителя тех лет, описывает её как довольно неплохую. Для групповых экскурсий обеды можно было заказать заранее, правда, звонить для этого нужно было не в ресторан, так как там телефона не было, а на … метеостанцию.

В 1987 году к зубцам из Мисхора протянули линию канатной дороги. Проект её был довольно смелым, уж очень крут угол, под которым натянуты тросы - 45 0. Ничего подобного не строилось ранее не только в нашей стране, но и вообще в Европе. Тем не менее, дорога оказалась работоспособной. Местные жители очень гордятся своей канаткой. Протяженность её три километра. Это расстояние вагончик пробегает за 15-20 минут.
Однако, приход цивилизации на Ай-Петри принес и свои отрицательные плоды. Впечатление «цивилизованная Ай-Петри» вызывает самое малоприятное. Многочисленные, наспех возведенные, постройки непонятного назначения и весьма сомнительных архитектурных достоинств заполонили южную часть плато. Здесь же тесные прокуренные кафушки, здесь же стойла для прогулочных лошадок. Кругом какие-то заборы, железки, сено…Великое множество прочих, далеких от эстетизма объектов. Не знаю, что здесь сносили осенью 2007 года, но основная масса уродливого безобразия вполне благополучно сохранилась. Потому это место сейчас пользуется популярностью лишь у отдыхающих, решивших разнообразить лежание на пляже какой-нибудь вылазкой. Истинные же любители природы обходят окрестности канатки стороной, направляясь в еще не испорченные курортной индустрией части массива.


Превратности климата


Несмотря на то, что Ай-Петри располагается на ласковом Южнобережье, климат здесь суровый. При подъеме в горы, как известно, температура падает на 0,6-0,7 0 С на каждые 100 метров подъема. Летом этот перепад не очень ощутим, а если и ощутим, то в приятную сторону. Другое дело зимой… В зимние месяцы, когда на побережье мокро и слякотно, на Ай-Петри начинается лыжный сезон. Яйла вся покрыта снегом. Перепад в среднегодовых температурах между Ялтой и Ай-Петринским плато составляет 7,2 0. На равнине такая разница бывает между пунктами расположенными на расстоянии 800-900 км один севернее другого. Так, что климат на плато отнюдь не мягкий.
Ай-Петринская зима сурова и коварна. Здесь случаются метели, не прекращающиеся по нескольку суток, часты зимние туманы. О том, как опасно оказаться застигнутым такой вот зимней метелью, показывает история трагической гибели биолога Ванькова в 1923г. Этот человек был далеко не «чайником» в горных походах. Изучая редкие виды растений, он обошел самые труднодоступные уголки Крымских гор. Зимой Ваньков отправился на Ай-Петринскую метеостанцию. По всей видимости, он хотел навестить своего приятеля Левандовского, наблюдателя станции. Под вечер разыгралась сильная вьюга и Ваньков, отлично знавший местность, вероятно, потерял дорогу. Неизвестно сколько он бродил по яйле. Утором его тело нашли в 100 м от станции.
Вообще зима в горах – время не безопасное. Казалось бы, Крым не Сибирь, но тем не менее случаи смерти от переохлаждения здесь совсем не исключены. Пример тому не только случай с Ваньковым, но и трагедия, разыгравшаяся всего несколько лет назад. В 2004 г на Ай-Петринском плато в тумане заблудилась группа из 11 донецких студентов. Трое из них погибли от общего переохлаждения организма.

Во все времена года на Ай-Пертри случаются сильные ветры. Скорость их иногда достигает 40 м/с. В 1947 году зарегистрирована рекордная для Украины скорость ветра - 50 м/с. Зимой ветры особенно опасны. Работникам метеостанции, в этот период года, иногда приходится протягивать веревочные перила к своей метеоплощадке.
В довоенное время силу Ай-Петринских ветров собирались поставить на службу человеку. Электроветровую установку, которая должна была обеспечивать электричеством населенные пункты на Южнобережье, проектировал известный украинский теоретик Ю. Кондартюк, тот самый, который, еще до начала космической эры рассчитал параметры орбиты космического корабля для полета на Луну, послужившие впоследствии теоретической базой для американского проекта «Аполлон». Ветросиловая станция на Ай-Петри должна была давать 10 000 кВт электроэнергии. На горе Бедене-Кыр заложили фундамент, на котором должна была подняться вышка, спроектированная Н. В Никитиным, впоследствии ставшим известныым как создатель Московскеого университета и Останкинской телебашни.
Однако, ветровая станция на Ай-Петри так и не появилась. После смерти С. Орджоникидзе, поддерживавшего этот проект, работы были приостановлены и так, впоследствии, и не возобновились.
Грозное явление в любых зимних горах – лавины. Вопреки расхожим представлениям, они не редки и в горном Крыму. Крымские лавины не столь грандиозны, как в Альпах или на Кавказе, но даже небольшие лавины обладают огромной разрушительной силой, и в наших горах они нередко становились причиной трагедий.
Из всего сказанного выше, не стоит делать выводы, что горы переполнены опасностями и любой поход есть исключительно рискованное предприятие. Важно лишь помнить об осторожности.

Кстати:
---На западе Ай-Петринское плато тянется до перевала Байдарские ворота. На востоке его граница проходит по меридиану горы Рока.
--- Высочайшая точка плато вовсе не зубцы, как часто считают, а гора Рока -1346 м. Вторая по высоте – г. Бедене- Кыр -1320 м. Когда мы читаем в справочнике: «Высота горы Ай-Петри 1324 м», речь идет именно о г. Ай-Петри (той самой, котроая с зубцами), а не обо всем плато.
---На Ай-Петринком плато в год выпадает 1052 мм. осадков, из них около 40% в виде снега. Снежный покров держится 3-4 месяца.
---На Ай-Петри можно видеть мустангов – одичавших лошадей, предки которых бежали от человека еще в военные годы.
---На Ай-Петри в году наблюдается 186 туманных дней. Особенно часты туманы зимой.
---В старые времена о происхождении зубцов высказывались самые невероятные предположения. Так, в одном из дореволюционных путеводителей говориться, что вершина горы расщеплена молнией.

Топонимическая справка:
Бедене-Кыр – кр.–тат. «бедене» - «перпелка», «кыр», -«безлесная равнина»
Беш-Текне. - кр.–тат. «беш» - «пять», «текне»- корыто.
Рока - в переводе с кр.-тат. – «прялка»



На Таракташ


От зубцов идем по автомобильной дороге на восток, пока не упремся в перекресток её с другой дорогой - трассой Ялта-Бахчисарай. Здесь поворачиваем направо, проходим буквально 100 м и сворачиваем налево, на грунтовку, идущую к виднеющемуся неподалеку одноэтажному дому – обиталищу лесника.
Немного не доходя до дома, направо будет отходить перегороженная шлагбаумом грунтовка. Это и есть начало дороги на Таракташ. Обходим шлагбаум и идем по ней никуда не сворачивая. Подозрительное ответвление будет вскоре после шлагбаума, а дальше никаких развилок и других объектов, способных ввести вас в заблуждение не будет. Дорога наша широкая, хорошо наезженная, с автомобильными колеями.
От дома лесника идти минут 15. Вскоре увидим, хорошо выделяющиеся на фоне травы, остатки снегозаградительной стены. Выглядит она сейчас, скорее, не как стена, а как сероватого цвета насыпь. Стена будет несколько десятков метров тянуться справа от дороги. Чуть дальше в её разрыве будет хорошо заметная тропка, отходящая вправо, и полуметровой высоты тур из камней. Эта тропка и ведет на Таракташ. Еще один ориентир – балка со скалистыми бортами, справа от дороги. Её невозможно не заметить. Если до этого казалось, что мы идем по равнине, то эта балка сразу напомнит нам о горном рельефе. Нужная нам тропа начинается сразу за балкой.
Продолжаем движение по тропе. Она пересекает сосновое редколесье и выходит на мысок, с которого, если смотреть влево, будет просматриваться цель нашего путешествия –скальный гребень Таракташа.
От мыса тропа начинает идти на спуск. Неожиданно перед нами возникает развилка. Одна тропа пойдет вверх, другая вниз. Какую выбрать? Все зависит от конечного пункта путешествия. Если вы собираетесь спускаться в Ялту (к Учан-Су), то нужно выбрать сначала верхнюю тропку. Она выведет на верхний обрыв, откуда можно полюбоваться на Таракташ сверху. Потом возвращаемся обратно к развилке и по нижней тропе идем к скалам. Если же спуск в Ялту не входит в ваши планы, например, в случае, если путешествуете на машине или собираетесь возвращаться на канатке, то сначала следует выбрать нижнюю тропу, пройти по ней к Таракташским скалам, а потом вернуться на развилку и, поднявшись по верхней тропе, осмотреть пейзаж сверху.
От развилки нижняя тропа ведет к скалам Таракташа, тянется вдоль всего гребня, и затем, обогнув его, начинает спуск вниз - к Ялте. Часа через два спуска вы выйдете к смотровой площадке со скамейкой в верховьях водопада Учан-су. Здесь следует повернуть направо, спуститься по лесной дороге. На еще одной развилке повернуть налево и выйти на трассу Ялта-Бахчисарай. Там поворачиваем налево и минуть через 5-7 оказываемся на остановке возле водопада, откуда каждый час отправляются маршрутки в Ялту. Если ждать маршрутку не хочется, то можно дойти до будки, где сидит кассир, пропускающий к водопаду, и оттуда по тропе спуститься к Поляне Сказок. Спуск займет еще около получаса.




















Hosted by uCoz
На Главную